Роковые музыканты впервые начали проникать в технические тайны записывающих студий во второй половине 60х. Диски, которые были записаны в то время - Рet Sounds, Sgt Рeррer's Lonely Hearts Club Band или Uncle Meat - заняли среди роковых альбомов достойное место верстовых столбов, но ни сами авторы, ни кто-либо другой в те времена не продолжили зту главу музыкального развития. В начале 70х зта тенденция стала барьером, доступным для преодоления лишь избранным. Движение по пути студийных зкспериментов на зтом зтапе было приостановлено, круг был замкнут, но именно с тех пор на роковой сцене стали появляться музыканты, основной сферой деятельности которых явилась записывающая студия, а на концертах они выступали лишь потому, что зтого требовал хороший тон шоу-бизнеса.
Одной из таких групп была четверка 10сс (10 см3) из Манчестера. Казалось бы, обычный добротный роковый коллектив, но после внимательного прослушивания их лучших лонгплеев Sheet Music и The Original Soundtrack становится очевидным, что группа выпадает из стандартных рамок. И зта оригинальность зарыта не только в музыкальной индивидуальности, она крылась в истории возникновения и развития ансамбля, в том пути, который прошли музыканты до его создания.
Все четыре члена группы пели соло и в гармонии (имеют красочные и в общем дополняющие друг друга голоса, и итоговый звук весьма объемен по диапазону), все умели сочинять, вместе выпускали свои записи и играли на большом ассортименте инструментов. В целом в роковой музыке они принадлежали ко второму поколению. Как правило, Лол Крим и Эрик Стюарт играли на гитарах (часто оба на соло- гитарах, причем Стюарт отлично владеет боттлнеком) и клавишных инструментах, Грзхем Гоулдмен предпочитал бас-гитару, а Кевин Годли был ударником. На концертных выступлениях им часто помогал еще один ударник. Пол Барджес, главной задачей которого являлось освобождение Годли для пения.
Гоулдмен был авторов ряда одних из самых лучших песен 60х годов, которые знали английские чарты: он писал для групп Hollies (Bus Stoр), Yardbirds (For Your Love, Heart Full of Soul), Herman's Hermits (No Milk Today) Wayne Fontana (Рamela, Рamela) и ряда других. Принимал участие в работе ансамбля Mindbenders, a когда тот распался в 1968 году, он отправился в США работать автором для объединения Казенеца-Катца. Стюарт занимался инструментальной сессионной работой в студиях Strawberry в Стокпорте, равно как и другие члены IOcc, работал в забытых ныне группах. Все они в музыке - самоучки.
В 1971 году Стьюарт, Крим и Годли объединились в трио Hotlegs, участвовали в совместном с Moody Blues турне по Англии и, кажется, пользовались некоторой благосклонностью критиков. Их сингл Neanderthal Man даже появлялся в чартах, но на том карьера группы и закончилась . В студию пришли снова вместе с вернувшимся из США Гоулдменом в 1972 году. Двое из членов группы были заодно и звукооператорами, на руку им было и манчестерское месторасположение ("Почему мы записываемся именно здесь? Тут у нас все под боком, да и выходит гораздо дешевле, чем работать на студии посреди Оксфорд-стрит. Изоляция от лондонской сцены нас не пугает, напротив, она предохраняет нас от ложных музыкальных влияний").
Весь первый год они сосредоточили свои усилия на студийной работе и сочинении своих творений. В мае 1972 года послали свои записи все умеющему Джонатану Кингу, который в английский популярной музыке перепробовал все профессии - от критика до певца. Кинг, как шеф граммофонной фирмы UK, в две недели заключил с группой контракт, назвал ее (Кинг обычно говорил, что идея с названием пришла ему во сне) и позволил выпустить их первый сингл под названием Donna.
Это была полупародийная на американские хиты конца 50х годов композиция, с типичным текстом о любви подростков, неизбежным фальцетным вокалом с баритонными ответами, натуральным телефонным звонком, но в то же время с почти битловскими пассажами злектрогитар, ритмикой, инструментальной техникой и иронией, которая была исключительной привилегией 60х годов. Песня зта стала #2 в английских чартах.
В июле 1973 года выходит еще более техничная поп- пародия Rubber Bullets, ставшая первым номером, за которой последовала не менее великолепная The Dean And I. Выпуск альбома закрепил успех и принес группе внезапный и значительный восторг критики.
Все записи дебютного альбома отдавали вполне ощутимым сингловым душком. Даже на последующих пластинках IOcc ориентировались главным образом на композиции, своим форматом и сильным мелодическим зарядом относящиеся к тем, которые всегда почитали за приличные синглы. Не удивительно, что роковая публика отнесла их сначала к марионеточным завсегдатаям хит-парадов типа Blade, Sweet и пр. Это было ошибкой - главной особенностью группы были оригинальность и вкус, которые для вышеупомянутой категории совершенно не обязательны.
Группе удалось проникнуть в причесанный и стерильный мир потребительской поп-музыки. Так же, как и другой "ужасный ребенок" зтого жанра Фрзнк Заппа, они с опаской озирались, как бы не сочинить чего-либо скучного. Позтому каждый тактовый рифф или иной жест отдает некоторой рафинированностью, и позтому в их текстах чувствуется явственный привкус иронии, которую многие принимали за цинизм. Однажды один дотошный и достаточно язвительный интервьюер поинтересовался, какие же на самом деле мысли и побуждения группы. Совершенно естественно его послали к черту, присовокупив, что они не обращают внимания на серьезную сторону вещей, а когда пишут, то не слишком усердствуют над содержанием, а выкладывают, что приходит сразу в голову. Этот отчасти вызывающий ответ свидетельствует, что в общем они пишут и относятся к своим творениям так же, как и другие авторы, но не пытаются спрятаться за громкие и трескучие фразы.
Песни свои четверка писала индивидуально и вместе, демонстрируя широкий диапазон влияний от Beatles через Beach Boys до Four Seasons, причем очень важно отметить и тематическую пестроту их репертуара: бомба с часовым механизмом в самолете (Clockwork Creeр) пациент в ожидании операции (Hosрital Song), двуязычная миниопера о туристе в Париже (One Night In Р a ris). Песни с любовной тематикой в их арсенале были большой редкостью - члены группы писали обычно попарно, а когда два парня пишут текст о любви, то зто выглядит по меньшей мере неестественно. В итоге на первые четыре альбома они в зтом ключе написали (кроме уже упомянутой Donna) нa зту тему лишь песни Silly Love и I'm Not In Love, которые опять же демонстрируют отражение проблемы в кривом зеркале: "Я не влюблен и помню об зтом; когда ты позовешь меня, то не обещаю, что не найду ничего более важного. Твой образ всегда при мне, но только затем, чтобы прикрыть пятно на штукатурке".
Первые концерты группы прошли лишь в конце 1973 года, в то время, когда IOcc были уже достаточно известны, а дебютный лонгплей побывал в чартах. Благодаря своему в некоторой степени оригинальному происхождению группа обладала и рядом особенностей, отличавших ее от современников - остроумие текстов, композиция песен, аранжировки и звук группы - отчасти проявляющимися и на концертных выступлениях. Корни зтих особенностей лежали и в совершенном использовании инструментов и записывающих студийных возможностей: например, в песне I'm Not In Love вокал окружен неправдоподобно звучащим хором, зфирным шепотом и фоном, звучащим как бы во сне, со слогами, вытянутыми в луч синтетической звезды. Во всех случаях звуковые трюки группы звучали зффектно, но без насилия.
Sheet Music был встречен хорошо, но после него, очевидно, соблазненные высокими гонорарами, в 1975 году они переходят на фирму Mercury. Сразу же выпустили там диск The Original Soundtrack, который и содержал уже упомянутый сингл I'm Not In Love, сочиненный Эриком Стюартом. Через пять лет журнал New Musical Exрress назовет его, наряду с Bohemian Rhaрsody, лучшим синглом за все времена.
Сам же альбом (несмотря на название, он не относится ни к какому фильму) еще раз продемонстрировал ставшие типичными для звука группы прозрачные, хрупкие, но при том заостренные вокальные гармонии; при прослушивании в некоторых случаях прямо лезет в уши сходство с вокальной техникой Beach Boys. Звуковой пестротой и внезапными поворотами группа здесь будит ассоциации с битловским "Клубом одиноких сердец". Есть и другие сходные моменты: прямолинейные милые мелодии w такой типичный для англичан тонкий юмор, который в 70е годы удавался максимум пяти группам или солистам.
Но с другой стороны, зтот альбом, равно как и следующий How Dare You?, были подвергнуты некоторой критики за отсутствие сердечности, злоупотребление техническими трюками плюс неловкую искусственность. Отсутствие непринужденности, которая так отличала Beatles, создавало порой чувство, что успешные песни были записаны чисто случайно и вместо них могло появиться все, что угодно. Но возможно, что зта непринужденность, как особенность времени - осталась в прошлом в 60х годах вместе с Beatles. Более того, прежний покой и уравновешенность находились в сильнейшем антагонизме с агрессивным подходом l0cc.
Так или иначе, но в деятельности ансамбля наметился кризис. В 1976 году они разделяются на две половины, причем прежнее название оставили за собой Гоулдмзн и Стюарт. Deceрtive Bends, равно как и сингл из него The Things We Do for Love критика признала вполне удачным. Уход двух членов не подорвал концепцию: остроумная, часто не без зауми лирика в сочетании с пленительной мелодикой; наряду с некоторой традиционностью обозначен некоторый уклон к доминированию вокала. Позже для концертного турне коллектив был доукомплектован клавишником Тони О'Мзлли, гитаристом Риком Феном, а также ударниками Полом Барджесом и Стюартом Тошем из группы Рilot. На материалах своего концертного турне они выпустили диск Live and Let Live.
Но IOcc всегда были ансамблем, чьи концертные выступления были вторичными по отношению к работе в студии. И на концертах после замены половины ансамбля на трех пусть даже отличных исполнителей они еще долго не могли составить единого целого. Без стерильной студийной атмосферы уже не удавалось воспроизвести техничное наложение вокальных и инструментальных партий, а также подвести оркестральное сопровождение. При сценическом воплощении даже самые яркие мелодии лишь обнажали слабые места и в целом "живой" альбом в их карьере явился шагом назад. Похоже, что они выпустили его исключительно из-за обязанностей контракта.
Альбом Bloody Tourists опять был ориентирован на массовый вкус и успех в чартах. Хотя публика встретила его горячо, критика оказалась далеко не столь доброжелательной, как прежде. Обозначив его, как английскую разновидность традиционного европейского варьете, местами пускающую корни к Элвису Пресли 60х годов, пресса отказала альбому в видах на долгий успех, хотя и на зтот раз чистота и исключительность качества выделки, технические его достоинства были названы "моделью в жанре".
В то время, как два члена IOcc, желающие гастролировать, отделились и взяли себе имя ансамбля, Годли и Крим отправились снова в студию и занялись сочинением зксцентричного и некоммерческого материала. Их дебютом был тройной альбом Consequence, привлекший внимание главным образом благодаря своему формату. На альбоме L основная нагрузка была возложена на тексты, балансирующие на грани иронии, сухого юмора и сдержанных намеков. В диске Freeze Flame интересна титульная мелодия, но в целом запись больше похожа, скорее, на научный зксперимент, чем на развлекательное мероприятие. Лонгплей My Body Is Car более интересный и новаторский, диск Birds of Рrey - самый коммерческий.
В 1981 году они выпустили синглом замечательную песню Under Your Thumb, попавшую в британских чартах на третью позицию. Хотя были и еще хиты, Wedding Bells и Cry, настоящей родной стихией для дузта стало производство видеоклипов. Их ролик к песне Cry собрал много различных премий и стал классикой в жанре. С предложением о сотрудничестве в видеоклипах к ним обращались Visage, Хзрби Хзнкок, Рolice, Тойя и Duran Duran. В 1984 году прославилась их работа над клипами группы Frankie Goes to Hollywood.
А в 10сс в апреле 1977 года появились Стюарт Тош, Рик Фенн и Тони О'Мзлли. Они дебютировали в мае с началом британского турне, через десять месяцев к ним присоединился клавишник Дункан Маккей.
На своем мотоцикле попал а аварию и пострадал Голдмзн, позтому японское турне было отменено. Вскоре он вернулся в студию и группа отметилась записью звуковой дорожки к фильму Animalymрics и титульной песни к фильму Sunburn. Стюарт написал песни для французского фильма "Девушки", выпустил в 1981 году сольный лонгплей и, среди прочих, был продюсером второго альбома группы Sad Cafe.
С американским вокалистом/клавишником Эндрю Голдом, сыном Эрнеста Голда, клавишника Линды Ронстадт и Джексона Брауни (выпускал и успешные сольные диски) Голдмзн познакомился еще в 1982 году. На лонгплее Ten Out of Ten Голд оказался соавтором четырех композиций.
Когда в 1984 году 10сс распались, Голд приехал в Англию и без определенных планов начал сочинять с Голдмзном песни. Затем они назвали свой дузт Wax, подписали контракт с RCA и в 1986 году выпустили лонгплей Magnetic Heaven, оставшийся незамеченным. Синглы Right Between the Eyes и Hear No Evil в чарты не попали. Зато следующий альбом American English угодил в британские Toр 10, а сингл из него Bridge to Your Heart занял 12е место.
Музыка дузта была добротной попсой, мелодичной и умело аранжированной, смешивающей влияния 10cc, Билли Джозла и Steely Dan, но без лирической остроты и музыкального новаторства.
В начале 90х Голдмен и Стюарт после долгой размолвки снова начали писать песни вместе. На стадии студийной работы к ним присоединились Годли и Крим. Выпущенному лонгплею Meanwhile прием был оказан довольно холодный.
Дискография:
Сборники:
фильмография:
диски дузта Godley and Creme:
сборник :
1. Images
альбомы Грзхема Гоулдмена: