Can

Основанный в 1968 году в Кельне, коллектив уже через четыре года заслужил в Melody Maker эпитеты "самого талантливого и выдающегося экспериментального рокового ансамбля в Европе", которому "трудно подобрать аналогии в британской музыке". Органист Ирмин Шмидт (род.29.5.1937), "один из сильнейших роковых музыкантов нашей планеты" (Ричард Уильямс), восемь лет обучался у знаменитого мастера электронной музыки Карлхайнца Штокхаузена, а затем работал дирижером в театральном и симфоническом оркестрах. Бывший швейцарский студент, изучавший право, гитарист Михель Кароли играл ранее в различных джаз- и поп-группах. Басист Холгер Зукей два года работал в студиях электронной музыки со Штокхаузеном, Пуссером, Кенигом и Брауном. Джеки Либецайт барабанил у знаменитого джазмена Чета Бейкера и в группе Manfred Schoof Quintet. Вокалист из Японии Дамо Сузуки, сменивший в 1970 году американского негра Малькольма Муни, неплохо владел гитарой, кларнетом и саксофоном и уже четыре года гастролировал по разным странам.

Их отточенные композиции, тяжелые роковые импровизации в сопровождении филигранной электроники с наполненными пацифистским содержанием текстами были сделаны без какой-либо поддержки записывающих фирм в небольшой студии Inner Space в старом здании кельнского кинотеатра. В качестве "подпольной" группы Can напечатала частным образом 500 экземпляров своего дебютного альбома, который создал им отличную репутацию и обеспечил многочисленные контракты на запись музыки к фильмам и телепостановкам. Ими была сочинена музыкальная тема к детективному телефильму "Нож", которая была издана в виде сингла Spoon, за год только в ФРГ проданного тиражом 200 тысяч экземпляров.

Группа, работавшая без менеджера, продюсера и гастрольной агентуры, не признавала в своей работе никаких компромиссов. Первыми в Западной Европе они синтезировали элементы современного джаза, музыкального авангардизма, концепции американского андеграунда, а также фольклорные мелодические традиции стран Ближнего Востока и африканскую полиритмию. Новаторским было и использование в студийной работе метода так называемого электронного коллажа для достижения особо сложной полифонии. "Любая другая музыка, если ее сравнивать с Can, - высказывала свое мнение английская газета Spectator, - воспринимается как возвращение в школу после каникул на седьмом небе".

Участвовали в создании музыки к фильму Сколимовского "Тупик".

Этапными в творчестве группы стали альбомы (3) и (4) - первый выдержан в духе хэви-психоделик-рока, второй - раннего неопанк-рока. На обеих пластинках активно присутствует электронный коллаж, причем на второй он дополнен сложной реверберацией.

Сокращение состава после ухода Сузуки (после проблем с наркотиками Сузуки вернулся на сцену 10 лет спустя, присоединившись к кельнской группе альтернативного рока Dunkelzi ffer; лучшие альбомы этого единения - In the Night (1984) и Dunkelziffer III (1986) отличает пост-кэновский саунд, сложная психоделическая музыка с голосом Сузуки и элегантными ориенталистскими соло Вольфганга Шуберта на гобое и саксофоне) в 1973 году привело к дальнейшему сгущению материала и звуковой интенсивности. Хотя альбомы (6) и (8) стилистически еще близки к своим предшественникам, аранжировка композиций выполнена больше в традициях минимализма. К 1974 году группа, редко выступавшая в родной стране , пользовалась большим уважением британской критики и публики, а в начале 1975 года совершила первую поездку по Северной Америке.

К концу 1976 года вместе с вернувшимся Малколмом Муни ансамбль сделал альбом (11), содержащий оригинальные фантазии на тему ближневосточного фольклора. Ритмический диапазон композиций был чрезвычайно широким, равно как и стилистика аранжировок. На нем была песня I Want More, выполненная в стиле диско-фьюжн и ставшая хитовым синглом; аналогичным успехом чуть позже пользовалась песня Sile nt Night.

В 1977 году они присоединили к составу басиста Роско Джи и перкуссиониста Рибопа Кваку Бааха из последнего воплощения Traffic. С их приходом в репертуаре ансамбля появились композиции с характерными элементами рэггей. Это же время связано со стремлением Зукея ввести в звучание группы неестественные, синтезированные элементы. Во всяком случае, диски (12) и (13) оказались лучшими в творчестве Can, которые, похоже, достигли своей артистической зрелости. Особенно богатой стала ритмика. Из их инструментовок изливалась феерическая танцевальная энергия, подчеркнутая пульсирующей басовой линией и пронизывающими до костей гитарными пассажами Кароли, с клавишными Шмидта, заполняющими малейшие звуковые разрежения.

В 1978 году ансамбль распался , и каждый из членов выбрал сольную карьеру. Вновь они объединились в 1986 году в своем самом известном составе и записали альбом (16), способный удовлетворить даже самых искушенных и взыскательных почитателей авангардного рока.

Вместе с Tangerine Dream они оказались одной из самых талантливых континентальных групп. Их произведения ознаменовали начало нового этапа в развитии арт-рока и заметно повлияли на творчество таких групп, как PiL, Buzzcocks и Eurhythmics.

Хотя Can всегда обильно пользовались звуковой техникой, выделка их альбомов оказалась достаточно неровной. Из ранних дисков лучшими были (4), (6) и (8). Диск (10) - двойник, в котором одна пластинка представляет собой переиздание диска (7), а другая является сборником не издававшихся до тех пор записей.

Выбравший сольную карьеру Холгер Зукей в 80е годы был апологетом конкретной музыки и студийных экспериментов. Работал под ярлыком Cluster, записал два альбома с Брайеном Ино, а затем выпустил встреченный с восхищением диск (C2). Пытался в 1981 году возродить Can с Либецайтом, юной японской певицей Фью и Конни Планком, но получившиеся пробные записи были изданы только через девять лет. В прочих записях ему обычно помогали старые друзья по Can и Кваку Баах; были также совместные работы с Джа Уобблом - диск (С3) - и Дэвидом Сильвианом.

Дискография

Can

  1. Monster Movie (UA 1969)
  2. Deep End (саундтрек) (UA 1970)
  3. Tago Mago (UA 1971) OO
  4. Ege Bamiasi (UA 1972)
  5. Soundtracks (UA 1973)
  6. Future Days (UA 1973)
  7. Limited Edition (UA 1974)
  8. Soon Over Babaluma (UA 1974)
  9. Landed (VRG 1975)
  10. Unlimited Edition (CRL 1976) OO
  11. Flow Motion (VRG 1976)
  12. Saw Delight (VRG 1977)
  13. Out of Reach (VRG 1978)
  14. Can (HRT 1979)
  15. Delay (записан в 1968 г.) (Spoon 1981)
  16. Rite Time (Spoon 1989) A:1
  17. Fischerman's Friend Remixes (1990)
  18. Inner Space (MGN)

сборники:

  1. Classic German Rock Scene (UA 1975)
  2. Opener 71-74 (UA 1976)
  3. Cannibalism (записи 1969 -74 гг) (1980) A:1
  4. Incandescence 1967-9 (VRG 1981)
  5. Onlyou (на кассетах) (UA 1982)
  6. Prehistoric Future (1985)
  7. Cannibalism 2 (записи 1974-78 гг) (1990)
  8. Cannibalism 3 (собран из сольных работ) (1990).

сольные альбомы Холгера Зукея:

  1. Canaxis 5 (с Рольфом Даммерсом) (UA 1969)
  2. Movies (EMI 1979) A+:1
  3. On the Way to the Peak of Normal (EMI 1981)
  4. Bankel Rap '82 (EMI 1982)
  5. Full Circle (EMI 1982)
  6. Shale Charmer (EMI 1983)
  7. East Is Red (VRG 1984)
  8. The Photo Song (VRG 1984)
  9. Rome Remains Rome (VRG 1987) A+:1/2
  10. Flight and Premotion (с Дэвидом Сильвейном) (VRG 1988) A+:Z
  11. Flux Mutability (с Дэвидом Сильвейном)(VRG 1989)
  12. Radio Wave Surfer (конц.материал 1984-7гг.) (VRG 1991) А:2/3
  13. Phew/Czukay/Liebezeit/Plank (запись 1981 г.)(DSA 1991)
  14. Moving Pictures (VRG 1993).

сольные записи Михеля Кароли:

  1. Deluge (с Полли Элтес) (1984)

записи Джеки Либецайта с группой Phantom Band:

  1. Phantom Band (Spoon 1980)
  2. Freedom of Speech (Spoon 1981)
  3. Nowhere (Spoon 1984).

сольные альбомы Ирмина Шмидта:

  1. Film Music vols.1&2 (Spoon 1980) OO
  2. Toy Planet (с Б.Сперри) (Spoon 1981)
  3. Film Music vol.3 (Spoon 1981)
  4. Film Music vol.4 (Spoon 1983)
  5. Rote Erde (Teldek 1983)
  6. Music at Dark (1987)
  7. Film Music vol.5 - Reporter (VRG 1987)
  8. Impossible Holidays (WEA 1991).