Основанный в 1968 году в Кельне, коллектив уже через четыре года заслужил в Melody Maker эпитеты "самого талантливого и выдающегося экспериментального рокового ансамбля в Европе", которому "трудно подобрать аналогии в британской музыке". Органист Ирмин Шмидт (род.29.5.1937), "один из сильнейших роковых музыкантов нашей планеты" (Ричард Уильямс), восемь лет обучался у знаменитого мастера электронной музыки Карлхайнца Штокхаузена, а затем работал дирижером в театральном и симфоническом оркестрах. Бывший швейцарский студент, изучавший право, гитарист Михель Кароли играл ранее в различных джаз- и поп-группах. Басист Холгер Зукей два года работал в студиях электронной музыки со Штокхаузеном, Пуссером, Кенигом и Брауном. Джеки Либецайт барабанил у знаменитого джазмена Чета Бейкера и в группе Manfred Schoof Quintet. Вокалист из Японии Дамо Сузуки, сменивший в 1970 году американского негра Малькольма Муни, неплохо владел гитарой, кларнетом и саксофоном и уже четыре года гастролировал по разным странам.
Их отточенные композиции, тяжелые роковые импровизации в сопровождении филигранной электроники с наполненными пацифистским содержанием текстами были сделаны без какой-либо поддержки записывающих фирм в небольшой студии Inner Space в старом здании кельнского кинотеатра. В качестве "подпольной" группы Can напечатала частным образом 500 экземпляров своего дебютного альбома, который создал им отличную репутацию и обеспечил многочисленные контракты на запись музыки к фильмам и телепостановкам. Ими была сочинена музыкальная тема к детективному телефильму "Нож", которая была издана в виде сингла Spoon, за год только в ФРГ проданного тиражом 200 тысяч экземпляров.
Группа, работавшая без менеджера, продюсера и гастрольной агентуры, не признавала в своей работе никаких компромиссов. Первыми в Западной Европе они синтезировали элементы современного джаза, музыкального авангардизма, концепции американского андеграунда, а также фольклорные мелодические традиции стран Ближнего Востока и африканскую полиритмию. Новаторским было и использование в студийной работе метода так называемого электронного коллажа для достижения особо сложной полифонии. "Любая другая музыка, если ее сравнивать с Can, - высказывала свое мнение английская газета Spectator, - воспринимается как возвращение в школу после каникул на седьмом небе".
Участвовали в создании музыки к фильму Сколимовского "Тупик".
Этапными в творчестве группы стали альбомы (3) и (4) - первый выдержан в духе хэви-психоделик-рока, второй - раннего неопанк-рока. На обеих пластинках активно присутствует электронный коллаж, причем на второй он дополнен сложной реверберацией.
Сокращение состава после ухода Сузуки (после проблем с наркотиками Сузуки вернулся на сцену 10 лет спустя, присоединившись к кельнской группе альтернативного рока Dunkelzi ffer; лучшие альбомы этого единения - In the Night (1984) и Dunkelziffer III (1986) отличает пост-кэновский саунд, сложная психоделическая музыка с голосом Сузуки и элегантными ориенталистскими соло Вольфганга Шуберта на гобое и саксофоне) в 1973 году привело к дальнейшему сгущению материала и звуковой интенсивности. Хотя альбомы (6) и (8) стилистически еще близки к своим предшественникам, аранжировка композиций выполнена больше в традициях минимализма. К 1974 году группа, редко выступавшая в родной стране , пользовалась большим уважением британской критики и публики, а в начале 1975 года совершила первую поездку по Северной Америке.
К концу 1976 года вместе с вернувшимся Малколмом Муни ансамбль сделал альбом (11), содержащий оригинальные фантазии на тему ближневосточного фольклора. Ритмический диапазон композиций был чрезвычайно широким, равно как и стилистика аранжировок. На нем была песня I Want More, выполненная в стиле диско-фьюжн и ставшая хитовым синглом; аналогичным успехом чуть позже пользовалась песня Sile nt Night.
В 1977 году они присоединили к составу басиста Роско Джи и перкуссиониста Рибопа Кваку Бааха из последнего воплощения Traffic. С их приходом в репертуаре ансамбля появились композиции с характерными элементами рэггей. Это же время связано со стремлением Зукея ввести в звучание группы неестественные, синтезированные элементы. Во всяком случае, диски (12) и (13) оказались лучшими в творчестве Can, которые, похоже, достигли своей артистической зрелости. Особенно богатой стала ритмика. Из их инструментовок изливалась феерическая танцевальная энергия, подчеркнутая пульсирующей басовой линией и пронизывающими до костей гитарными пассажами Кароли, с клавишными Шмидта, заполняющими малейшие звуковые разрежения.
В 1978 году ансамбль распался , и каждый из членов выбрал сольную карьеру. Вновь они объединились в 1986 году в своем самом известном составе и записали альбом (16), способный удовлетворить даже самых искушенных и взыскательных почитателей авангардного рока.
Вместе с Tangerine Dream они оказались одной из самых талантливых континентальных групп. Их произведения ознаменовали начало нового этапа в развитии арт-рока и заметно повлияли на творчество таких групп, как PiL, Buzzcocks и Eurhythmics.
Хотя Can всегда обильно пользовались звуковой техникой, выделка их альбомов оказалась достаточно неровной. Из ранних дисков лучшими были (4), (6) и (8). Диск (10) - двойник, в котором одна пластинка представляет собой переиздание диска (7), а другая является сборником не издававшихся до тех пор записей.
Выбравший сольную карьеру Холгер Зукей в 80е годы был апологетом конкретной музыки и студийных экспериментов. Работал под ярлыком Cluster, записал два альбома с Брайеном Ино, а затем выпустил встреченный с восхищением диск (C2). Пытался в 1981 году возродить Can с Либецайтом, юной японской певицей Фью и Конни Планком, но получившиеся пробные записи были изданы только через девять лет. В прочих записях ему обычно помогали старые друзья по Can и Кваку Баах; были также совместные работы с Джа Уобблом - диск (С3) - и Дэвидом Сильвианом.
Дискография
Can
сборники:
сольные альбомы Холгера Зукея:
сольные записи Михеля Кароли:
записи Джеки Либецайта с группой Phantom Band:
сольные альбомы Ирмина Шмидта: