В интервью, сделанном в начале 1983 года, на упрек, что музыка China Crisis является "обойной", Эдди Ландон ответил: "Наша музыка нравится. В ней нет никакой философии и ни тени претенциозности - она не агрессивна и не навязывает себя слушателю. И не стоит презрительно относиться к музыкальным "обоям" - что плохого в том, что ставишь пластинку и что-нибудь делаешь, а она играет себе?". В следующем месяце, отбиваясь от обвинений о написании текстов банальных, но с налетом загадочности, и от того невразумительных, тот же Ландон подтвердил: "В самом начале мы пели о крушении перспектив на будущее, о нашем пригороде, о политических событиях - но об этом нужно писать с большим интеллектом, и многим это удается лучше нас. И поэтому наши песенки стали гораздо более личными. Они являются, скорее, нашими наблюдениями".
В момент старта в начале 80х годов China Crisis были типичным составом из тех, кто произвел переворот во вкусе массового слушателя, до того лишенного эмоционального, духовного и интеллектуального начал в поп-музыке, склонного к музыке удобной, лишенной драматизма и конфликтов. Элегантность тянущихся мелодических линий скрывала пустоту, приятные для уха звучания - мелкость содержания. Лучшие представители новой волны сделали такую музыку анахронизмом.
China Crisis была детищем школьных приятелей, мультиинструменталистов Эдди Ландона и Гэри Дейли, которые в музыке видели прежде всего спасение от скуки, господствовавшей в мрачном ливерпульском пригороде Киркби. Их карьера протекала как бы в колее, проложенной их земляками OMD. Сначала они увлекались монтажом домашних записей самых разных голосов и шумов, потом дали несколько случайных концертов и добились предложения записать сингл для небольшой независимой местной фирмы Ine r vitable. Песня African and White оказалась довольно зрелой для дебюта и вызвала интерес у фирмы Virgin. И вовремя - наступала пора успеха у массового слушателя электропопа, представленного OMD и Human League. Дебютный альбом сделал дуэт популярным по всей Англии. Он как бы делился на две части: первая сторона была записана с участием сессионных музыкантов под руководством продюсера-профессионала Питера Уэлша, а вторую, гораздо более оригинальную, дуэт записал без какого-либо вмешательства извне. Сингл Chri s tian - выразительное вторжение на территорию Tears For Fears - почти год находился в местных чартах; столь же доброжелательно была принята меланхоличная, интровентивная песня No More Blue Horizons.
Необходимость участвовать в регулярных концертных выступлениях заставила China Crisis - как то было и с OMD - расширить свой состав. К ним присоединились басист Гэри "Гацца" Джонcон и перкуссионист Кевин Уилкинсон. Во время записи диска Working With Fire and Steel, выпущенного осенью 1983 года, большую роль сыграл подключенный к составу гобоист и саксофонист с классическим образованием Стив Ливи. Пластинка была откровенным уклоном в сторону коммерческого рынка - набором удачных, легких песенок, сделанных с продюсером Майком Хаулеттом из Gong. Выделялась эмоциональная композиция Here Come a Raincloud со стиловым фразированием гобоя, а также The Gates of Door to Door с ритмикой, чем-то напоминающей Южную Америку, и игрой на флейте Гэри Барнакля. Порой песни приближались к опасной границе банальности, хотя - кроме довольно частого употребления уже ставших привычными мелодических оборотов - нигде ее очевидно не переступали. И все равно можно говорить об отступлении сильных творческих личностей, пренебрегших оригинальностью и собственным стилем в угоду рыночному спросу. China Cr i sis заняли удобную нишу между небольшим авангардом, добивающимся признания творческого успеха, и большой группой второразрядных исполнителей, добивающихся исключительно кассового успеха.
Почти весь 1984 год коллектив провел в гастролях по Англии, Западной Европе и США, и следующий диск Flaunt the Imрerfection появился на прилавках только в мае следующего года. Многие песни этого альбома (You Did Cut Me, Wall of God, Gift of Freedom, The World Sрins I'm Рart of It, Bigger the Рunch I'm Feeling) несут откровенно cоуловую окраску, они последовательно и со вкусом аранжированы, особенно в инструментальных партиях. В этом большая заслуга их очередного продюсера Уолтера Бекера, бывшего члена Steely Dan, и саксофониста Стива Грэгори, играющего в стиле, напоминающем Дэвида Санборна и Джона Клеммера. Недостатком пластинки является мелодическая неизобретательность - а какие замечательные мелодии они писали раньше, например, в Wiasful Thinking Working With Fire and Steel или и Tragedy and Mistery! Тем не менее песни из третьего альбома BIack Man Ray и King in a Catholic Style, изданные синглами, заняли видные позиции в британских чартах.
Поклонники коллектива держат Flaunt the Imрerfection за попытку выйти из рамок тривиальности, отчаянным усилием остаться на завоеванных позициях.
Но не нужно забывать, что China Crisis никогда не изображали из себя пионеров жанра или законодателей моды - это следует из признания Ландона: "Наша музыка никогда не была революционной. Мы не пробуем открывать новые области или изобретать новые способы исполнения песен. Считаем, что занимаем место в следующих рядах".
Альбом What Рrice Рaradice?, занявший только 63е место в чартах, обозначил отступление. Двухлетняя пауза завершилась выпуском прекрасного лонгплея Diary of a Hollow Horse, который широкой публикой замечен не был.
Дискография:
компиляции: