Ансамбль основан Смитом и Толхарстом (оба 1959 г. рожд.), которые с шести лет пошли в один класс в местечке Краули графства Сассекс. С музыкой оба познакомились дома - Роберт благодаря своим братьям, а Лол с помощью большой фонотеки отца. Под руководством старшего брата Роберт очень быстро научился играть на гитаре и полюбил музыку, весьма отличную от той, которой увлекались его сверстники - Rolling Stones, Pink Floyd, Кэптена Бифхарта и особенно Джими Хендрикса. Лол же какой-либо избирательностью во вкусе не отличался и долго не умел ни на чем играть.
Еще в школьные годы приятели основали коллективы Crawley Goat Band, The Group и Malice, в которых играли также их друзья и братья Роберта. В 1976 году, когда Роберту купили за 20 фунтов стерлингов первую гитару, а Лол наконец научился справляться с ударными, они пригласили в басисты еще одного приятеля Майкла Демпси и назвали себя Easy Cure. Они еще до конца года набирали репутацию в округе, исполняя репертуар, который частью уже состоял из их собственных песен, а когда записывающие фирмы, стимулированные стремительным ростом популярности панк-групп, начали массированный поиск новых талантов, парни выиграли конкурс, проводимый компанией Ariola-Hansa, и добились записывающего контракта.
Но дальше дело пошло хуже. На фирме толком не знали, что делать с группой, а когда следующий конкурс выиграли в ту пору гораздо более облегченные и коммерческие Japan, парни решили сменить знамена.
"Когда все начиналось, главным стимулом для нас оказалось то, что мы не хотели работать", - вспоминал позднее Смит. Однако бездельниками они не были и год вынужденного перерыва потратили на сочинение новых песен. За Робертом были тексты (музыка писалась главным образом совместно), запись на кассеты и рассылка их по различным адресам. Записи заинтересовали небольшую независимую фирму Small Wander, которая в конце 1978 года выпустила первый их сингл Killing an Arab/10.15 Saturday Night уже под ярлыком The Cure. Гораздо более важным оказалось то, что другая кассета попала Крису Парри, художественному руководителю фирмы Polydor, который раньше смог продвинуть Jam, Siouxsie and the Banshees и Sham ' 69. После личной встречи со Смитом Парри стал менеджером Cure и основал компанию Fiction. Был переиздан первый сингл, но теперь большим тиражом и с большей рекламой. Сингл вызвал большой энтузиазм как у роковых критиков, так и у слушателей, но одновременно родил проблему, которая преследовала ансамбль все время его существования. Дело в том, что песня Killing an Arab была написана Смитом под влиянием романа Альбера Камю "Посторонний" и описывала момент выбора (тема, традиционная для всей экзистенциальной литературы) героя на пляже: убивать ему араба или нет. Смита назвали в широкой прессе расистом и довели до того, что на концертах он исполнял эту песню с рефреном "Убивая англичанина".
В мае 1973 года вышел сингл Воуs Don't Cry, который, со своей прозрачностью и наивной хрустальной чистотой, и по сей день является одной из самых выразительных песен группы. Последовавшее затем гастрольное турне добилось в прессе самых положительных оценок, и в считанные недели был записан дебютный альбом Three Imaginary Boys с единственной заимствованной песней (Foxy Lady Джими Хендрикса), который показал все богатство и разнообразие таланта творческого лидера группы Смита. Сам он говорит о своей роли в ансамбле: "Все, кто играл в этой группе, знает, что компромиссы возможны лишь в какой-то мере, но затем все решаю я. Никто, кроме меня, не обладает точной и полной информацией". А о дебютном диске: "Ужасно наивный. Мы были очень молодыми, когда записывали эти песни. Послушаешь диск и кажется, что это компиляция."
Тем временем фирма Fiction выпустила третий их сингл Someone Else's Train, посвященный молодым людям, которые слепо следуют за каждым изгибом моды.
Первые три сингла Cure вместе с рядом песен из дебютного диска к двумя новыми композициями вышли в конце года на альбоме Boys Don't Cry, выпуск которого в США и Австралии был приурочен к гастролям группы. В Англии диск появился только в 1983 году, снова напомнив о чистоте и хрупкости музыки раннего периода существования ансамбля.
Диск Seventeen Seconds Сure начали записывать в феврале 1980 года уже в измененном составе. Совместные с Banshees гастроли усилили разногласия Смита с Дэмпси. Последний ушел, а в ансамбле появились Гэллап и Хартли. Вышедший в мае того же года диск удивил. Музыка и тексты песен приобрели совершенно иное измерение, нежели можно было ожидать после первого альбома: тексты песен были гнетущими, полными тоски и разочарования, а общий настрой диска - чрезвычайно мрачным и угрюмым. С другой стороны, альбом оказался очень цельным, с понятными и отлично проработанными композициями. Совершенно противоречивые рецензии в печати пытались, как правило, выявить причины изменений, не вникая в содержание песен. Роберт Смит: "Для меня все было определено, я ясно представлял, как должен звучать диск. Все было совершенно искренним и естественным. Мы всегда будем группой, о которой никто не сможет сказать наперед, что сделаем. Когда мы не сможем удивить слушателей, тогда нам настанет конец". Выпущенная тогда же синглом песня The Forest стала первым хитом Cure.
Альбом Faith вышел в феврале 1981 года и многими почитается до сих пор, как лучший у ансамбля. Своим стилем и общим настроем диск в общем подобен своему предшественнику, но здесь сделан значительный шаг вперед в композиторских и исполнительских возможностях членов ансамбля, песни выделяются своей цельностью и компактностью, а общая драматургия диска проработана гораздо яснее и детальнее, чем раньше. Туманная меланхолия текстов Seventeen Seconds здесь переходит в реальное ощущение печали вплоть до депрессии: такие песни, как Drowning Ma n , Faith или Funeral Party содержат минимум оптимизма. Во многих композициях появились мотивы, близкие к религиозным, что соответствовало тогдашнему интересу Смита к человеческой вере как к таковой, но не к церкви. Позднее он говорил: "Ненавидим всякую заформализованную веру в Бога".
О Faith Смит как-то сказал: ".. .сначала мы хотели сделать его звучание вполне позитивным, но в конце концов оно оказалось совершенно гнетущим. К тому было множество личных причин, которые в те времена оказывали на нас определенное влияние. Мы должны были прожить с этим альбомом целый год - поскольку песни с него играли и "живьем" - и нужно сказать, что это не был очень уж веселый год".
Рецензии в музыкальной печати опять были достаточно противоречивыми, и многие обозреватели начали задаваться вопросом, а что вообще делается в лохматой голове Роберта. Но поклонники в своем восторге были единодушны. Альбом попал на 14е место в британских чартах, а билеты на все концертные выступления были раскуплены за недели вперед. Поскольку в некоторых городах возникли проблемы с "разогревающими" группами, Роберт объявил, что Cure обойдется без них и время перед их выступлением будет заполнено фильмом, к созданию которого приложил группу Ричард Гэллап, брат басиста ансамбля. Задуманный сначала игровым, фильм оказался испорченным при проявлении пленки, и Ричард за три дня в гараже подготовил бессюжетный мультипликационный фильм с образами ацтекских богов. Группа сочинила к нему музыку, используя электронного ударника и расстроенную бас-гитару. Весь проект назвали Carnage Visors, а музыку издали на кассетной версии альбома Faith.
После кругосветного турне, которое завершилось в Австралии, группу без особого шума покинул Мэтью Хартли.
Если два предыдущих альбома, образно говоря, вводили слушателей в страну мрака и дождя, то от диска Pornography, выпущенного в мае 1982 года, отдавало запахом напалма и серы. Лишенные всех прелестей попа, музыка и тексты песен альбома довели намеченные ранее темы до предельной глубины, создавая угрожающую атмосферу неотвратимого конца. Среди рецензентов поднялся переполох.
Роберт Смит: "Этот альбом об ужасах, который каждый человек должен пережить в своей каждодневной жизни".
Последовавшее затем турне не очень удалось. Роль Роберта в ансамбле к тому времени оказалась настолько значительной, что группа в смысле этого слова перестала существовать. После глубокого разлада ушел Гэллап, соединившийся с Хартли в группе Сry, а Сure вернулись к своему историческому ядру Ричард - Лол. Лол в то время решил, что сыт ударными, и начал осваивать клавишные. Уставший Смит занял место гитариста в Siouxie & the Banshees, где на нем не было сосредоточено главное внимание и где он имел возможность порассуждать, что делать дальше.
Только в ноябре 1982 года Смит удивил всех синглом Let's Go to Sad, первым из трех, которые британская музыкальная печать назвала "трилогией веселых синглов". На клавишных играл Лол, на ударных - студийный музыкант Стив Гоулдинг. Об этом сингле Роберт говорил: "Я хотел попробовать обычную тупоумную попсу, которую играют на радио. Сначала не хотел издавать его под ярлыком Сure, но затем так вышло проще. Коммерческого успеха достичь не удалось - для этого песня, пожалуй, оказалась не совсем глупой.
Затем вместе с басистом Banshees Стивом Северином и певицей Джанет Ландри (ранее в Zoo) Роберт работает в коллективе The Glove над психоделическим альбомом Blue Sunshine. Однако никакого развития эта акция не получила - для ее участников она была, скорее, просто сиюминутным развлечением.
После возвращения из турне с Banshees с Дальнего Востока Роберт снова начинает работать с Сure. В сотрудничестве с продюсером Стивом Найтом Смит и Толхарст записывают сингл The Walk, выпущенный в июле 1983 года. Удалось то, что Роберт замышлял с песней Let's Go to Sad. Зажигательная мелодия и облегченный, но тем не менее "фирменный" для ансамбля текст вызвал восторг у критиков и поклонников. Сure опять привлекли к себе внимание и начали готовить состав для концертных выступлений. За бас-гитару взялся Фил Торнэйли, работавший над записью Pornography, а на ударных оказался негр Энди Андерсон, ранее стучавший в ансамбле Brilliant.
В октябре 1983 года вышел заключительный сингл трилогии The Сats. Привлекательная мелодия, вдохновленная джазом кафе и небольших ресторанов, многим понравилась. Фотографии Роберта и Лола снова замелькали на страницах музыкальных изданий, на что музыканты особого внимания не обращали. Но еще до начала 1984 года Смит продолжал сотрудничать и с Сure, и с Banshees одновременно. С последними он записал сингл с битловской песней Dear Prudence, концертный двойник и видеокассету Nocturne с концерта в лондонском "Ройял Элберт Холле", а затем студийный диск Hyaena, в заключительном миксаже которого он участия не принимал. А Сure была начата запись пятого альбома - здесь к Роберту и Лолу присоединились Энди Андерсон и саксофонист Перл Томпсон. Вышедший в мае того же года альбом The Top снова вызвал противоречивые оценки. Те, кто ожидал продолжения "веселых" песен сингловой трилогии, были разочарованы. Музыка и тексты песен оказались грубыми и суровыми, местами вполне психоделическими, совершенно разработанными в интеллектуальном и композиционном планах. В текстах песен остро и под неожиданными ракурсами исследуются человеческие отношения, как, например, в песне Give It: "Поди от меня прочь, убери пальцы с моего лица, как жарко, стены рушим, оставь меня в покое... задыхаюсь, ловлю любовь, задыхаюсь".
С мая 1984 года - гастроли, с выступлений на которых составлен "живой" диск. Летом Смит объявил о конце сотрудничества с Banshees.
В следующем году в рядах ансамбля произошли значительные перемены. На место басиста к огромной радости Смита вернулся Саймон Гэллап, а Энди Андерсона, назвавшего Роберта "подростком, отягощенным собственной неполноценностью", заменили бывшим ударником Thompson Twins Боpисом Уильямсом. В мае вышел альбом The Head on the Door, ставший мировым бестселлером и ознаменовавший вступление ансамбля на доходный американский рынок. Однако в прессе оценки были менее единодушны, хотя в ряде изданий отмечалось, что этот диск стал совершенным образцом современной поп-музыки в наилучшем смысле этого слова. Сure ни в чем не изменили своему стилю, но их песни стали слушаться гораздо легче. Тексты песен сохранили свою многозначность, и их интерпретация осталась таким же твердым орешком и для критики, и для слушателей. Автором всех текстов и музыки был только Смит. Об этой фазе развития группы он говорил: "Год от года было все хуже, все смутнее. Логическим завершением было распустить всех или повеситься самому, но этого мне не хотелось делать. И не хотелось мне, чтобы Сure, исполняя одни и те же песни, стали пародией на самих себя".
В связи с прорывом на американский рынок был выпущен сборник Standing On the Beach. Поскольку в него была вложена песня Killing An Arab, хотя и снабженная пояснением на обложке альбома, снова пошли разговоры о "расизме" группы. Одновременно был выпущен сборник видеоклипов ансамбля, подготовленный режиссером Тимом Попом. Тот же Поп в августе 1986 года записал их концерт в античном амфитеатре городка Оранж во французском Провансе.
Рубеж 1986/7 годов обозначен подготовкой нового альбома. Смит утверждал, что в авторской работе были задействованы все члены группы, выбор материала проводился анонимно из кассет, которые приносил каждый музыкант. Лонгплея, который возник таким образом, ждали с особенным интересом.
Еще перед выпуском диска Kiss Me Kiss Me Kiss Me в феврале 1987 года Сure отправились в турне по Южной Америке, где в Буэнос-Айресе играли в качестве первой британской группы со времен фолклендского конфликта.
Двойник вышел в мае того же года и не имел аналогов в предыдущей карьере ансамбля, хотя опытный слушатель мог найти понемногу от всего. Звук стал гуще и многослойнее, во всех песнях играет несколько гитар (равно как и на текущих концертах). Группу дополнил бывший член Psychodelic Furs клавишник Роджер O'Коннел, тем самым развязав руки для гитары Порлу Томпсону. На альбоме есть прекрасные мелодические песни с хитовыми амбициями, как с диска The Head on the Door (например, еще одна литературная реминисценция How Beautiful You Are, вдохновленная Бодлером), грубые и психоделические песни, как на The Top, меланхолические пассажи, напоминающие альбомы Seventeen Seconds и Faith, и ко всему этому фанковый танцевальный поп, замешанный на восточных гармониях, и наконец, невероятный для Смита текст последней песни, призывающий к вечному сражению. Четыре сингла, вышедших одновременно, были снабжены видеоклипами.
Для pаскpутки этого лонгплея они пpовели большое туpне. Но пеpеpывы между альбомами становились все пpодолжительнее. Диск Disintegration сpазу после выпуска в бpитанских чаpтах стал тpетьим. Не пpекpащался и выпуск хитовых синглов: Lullaby, Lovesong, Pictures of You и жгучая Never Enough. Были и изменения в составе - ушел Толхеpст, оставив Смита единственным оpигинальным членом Cure. Пpопал гитаpист Поpл Томпсон.
Востоpженно пpинятый слушателями и пpессой лонгплей Wish упpочил их позиции в лидиpующей гpуппе миpовой поп-музыки. Затем наступил пpодолжительный пеpеpыв, заполненный лишь выпуском концеpтных альбомов. О пластинке Wild Mood Swing Смит сказал: "Сначала мы хотели выпустить этот диск акустическим, но в пpоцессе он выpос до pазмеpов pок-альбома со стpунными кваpтетами, пеpеплетением множества pазличных стилей и использованием музыкантов в pазличных комбинациях". Единственной записью, оставшейся в неизменном виде, стала спокойная, интимная песня Bare, котоpую Смит назвал "очень личной" и пообещал исполнять на концеpтах в момент эмоциональной кульминации.
Дискография:
сбоpники:
фильмогpафия: