Год 1983 можно назвать годом ракетного наступления на хит-парады и чарты Криса де Бурга, самым успешным периодом его карьеры, когда в считанные дни он стал звездой первой величины. В начале 1984 года в музыкальных изданиях можно было прочесть: "Быть может, в прошлом году больше ни одна звезда не зажигалась".
Альбом The Getaway отметился в 16 западноевропейских хит-парадах. В ФРГ он удерживался на вершине списков целых 14 недель! Успех Криса де Бурга нельзя назвать иначе как тотальным. Среди синглов не менее успешными были две его песни (обе с упомянутого альбома) - титульная и Don't Рay the Ferryman. И популярность этих произведений, судя по всему, не была однодневной. В интересах объективности нужно сообщить, что эта ситуация больше характерна для континентальной Европы; значительного успеха в британских и американских чартах Крису добиться не удалось.
Успех де Бурга для большей части слушателей и музыкальной критики был совершенно удивительным, но самые верные и давние поклонники с удовлетворением констатировали, что выход тридцатилетнего ирландского исполнителя и сочинителя из тени более знаменитых коллег был в конечном счете закономерным. Они знали, что говорили: успех Криса был результатом и дивидендом с почти десятилетней деятельности. Еще в 1 9 77 году в песне Round and Around де Бург с надеждой пел: "Еще немного времени, и ты добьешься всего". Ждать успеха пришлось еще шесть с лишним лет...
Крис де Бург (настоящее имя Крис Дэвидсон) родился в 1948 году в Аргентине, где его отец был дипломатом. Прежде чем семья в 1960 году вернулась в Европу и поселилась в Ирландии, маленький Крис успел познакомиться со многими странами Латинской Америки, Африки и восточной Азии. Воспоминанием об атмосфере детских лет является песня Brazil, передающая дух карнавала.
После окончания дипломатической службы отец Криса купил замок ХII века и не стал его кардинально реставрировать. Часть этого замка использовалась позже как отель, а в другой жила семья. Поэтому можно понять увлечение певца старыми домами и замками - а сам де Бург поселился со своей семьей в подобном же здании южнее Дублина.
В 1975 году он начинает выступать как солист, проведя какое-то время в группе Horsliрs. Тогда на него и обратила внимание фирма A&M, которая помогла Крису издать материал на дебютном диске. В 1984 году материал этого альбома был переиздан на фирме Hallmark.
В 1977 году Крис открывает концерты группы Suрertramр. Одним из результатов контакта с этой знаменитой командой стал альбом Eastern Wind. Поклонники Suрertramр могли бы узнать на этом альбоме Джона Хэлливелла в безупречных саксофонных соло. На концерты Suрertramр 1983 года де Бург был ангажирован уже не для "разгона", а как гость. "Пришел послушать Suрertramр, а домой вернулся поклонником Криса де Бурга" - это впечатление одного из поклонников Suрertramр, посетившего эти концерты в Мюнхене в июле 1983 года.
Расцвет творческих сил де Бурга и его появление в первой шеренге звезд роковой музыки в изрядной степени обеспечил его коллега - английский сочинитель, мультиинструменталист и продюсер Руперт Хайн. Он когда-то был членом ансамбля Quantum Jumр, а, затем отделился и начал выпускать самостоятельные диски. До де Бурга он работал продюсером с канадской группой Saga. Ударник Стив Негус играет не только на The Getaway, но и на одном из сольных альбомов Хайна. Позже Хайн работал также продюсером Хоуарда Джонса и ансамбля The Fixx.
"Руперт Хайн является одним из немногих людей, которые понимают синтезатор, его собственные диски мне мало что дали - впрочем, это вопрос личного вкуса - но совместная работа с ним дала мне новые импульсы", - говорил в адрес Хайна Крис. Логично, что на одном из альбомов Хайна де Бург выступал в качестве исполнителя.
Роль Руперта Хайна в успехе альбомов The Getaway и Man on the Line бесспорна как в продюсерском плане, так и особенно со стороны музыкальной. На предыдущих альбомах певца музыкальное сопровождение обеспечивалось небольшим составом и в целом не отличалось от того, что можно слышать, например, у Элберта Хэммонда, Кэта Стивенса или раннего Нила Даймонда. Рядом с Крисом играют чаще всего гитара и фортепьяно - большей частью акустические - а также бас-гитара, ударные, еще клавишные, в том числе и электроника, электрогитара; порой используются смычковые или для подчеркивания определенной атмосферы песни саксофон, аккордеон, стил-гитара, клавесин и некоторые духовые инструменты.
Даже в тот период почти не чувствуется увлечения размахом, диапазоном звучания - все ведет мягкий, гибкий, свежий, со вкусом поданный, отлично соединенный с темой песни вокал Криса - самая отличительная черта его записей.
Вклад Хайна чаще всего ассоциируется с точным использованием звучания синтезатора, который часто доминирует в записях второй половины 80х. Композиции не только приобрели модерновую аранжировку, но и с чувством меры поданную торжественность, даже в тех случаях, когда звучание инструментов Хайна остается на втором плане. В записях отыгрываются по-настоящему филигранные мотивы, которые усиливают жизненность голоса де Бурга и его акустической гитары. В энергичных пассажах басовая линия Хайна вместе с ритмикой гонит быстрый темп.
Продукция Хайна сделала песни де Бурга проходными и в коммерческом плане, подчеркнула таланты автора и подала их более привлекательными для широкого слушателя. Де Бург часто сравнивается в музыкальной прессе с Полом Маккартни - самое главное, способностью написать как сильную лирическую балладу, так и быструю роковую песню, и широким спектром способов выражения современной популярной музыки.
Успех, который наступил после выпуска The Getaway, застал, похоже, врасплох и самого Криса. После того, как своими записями он покорил западноевропейский рынок, в конце 1983 года предпринял гигантское турне по США вместе с коллективом Asia. Вычерпанный до дна артист даже не смог закончить эти гастроли. Б 1984 году было запланировано турне по Канаде. На него де Бург взял с собой и семью - жену Дайяну и дочь Розанну.
"Для меня в жизни семья занимает безусловно первое место, - заявлял певец. - В нынешнее время, когда мир меняется с каждым днем, семья становится самым важным фактором". Этому признанию можно доверять без сомнений, оно вовсе не предназначено на эффект в прессе. После рождения дочери в феврале 1984 года Крис де Бург чувствовал себя "самым счастливым отцом на свете", на одном из альбомов напечатана благодарность жене Дайяне "за ее любовь, терпение и вдохновение".
Вот и на своей песне Flying Home певец показал, как много для него значит ощущение семейного счастья. Песня посвящена возвращению артиста и его группы с концертных гастролей, на которые наложилось еще и опоздание самолета. Мы слышим вой моторов и запевку перед дорогой: "Летим домой/ на душе легче / наконец летим домой..."/В самолете показывают фильм:/Фильм мне напомнил жену /как она ждет: где ж этот парень?"
Крис завоевал популярность не экстравагантными прическами или одеждами или прочими "артистическими" средствами выражения, но прежде всего музыкой. Своими выказывающими культуру песенками, в которых певцу есть что сказать публике. И, несмотря на свой бесспорный успех, он остался обеими ногами на земле. Мир популярной музыки и свое действительное место в нем оценивал трезво: "Мне кажется, что в мире с тысячами политическими сложностей должно быть, как противовес, и место для развлечения".
Точкой пересечения многих песен де Бурга является любовь, любовь во многих обличьях, но всегда как сильное полнокровное чувство. Но порой это чувство не замыкается в интимной сфере, созданной двумя любовниками. В песне If You Really Love Her, Let's Go он поет о любви родителей к дочери, которая хочет стать самостоятельной:
Вспомни дни, когда ты была девочкой,
И когда боль любви была так сильна
Разве ей хочется быть одинокой?
Она уж не дитя,
Она женщина с любовью в глазах.
Если ее действительно любишь, пусть уходит.
Она как птица,
Сжавшаяся под зимним ветром.
Если позволить ей улететь,
Летом вернется обратно.
Но если заставить остаться,
То свяжешь ей свободу.
Утром проснешься, а она ушла прочь.
Крис де Бург является внимательным и критичным наблюдателем жизни в современном обществе. Выражение этой позиции является, пожалуй, одной из сильнейших сторон его творчества. Де Бург не призывает к коренному решению проблем, не докапывается до его причин, но в его сюжетах и зарисовках сквозит суровая реальность. Лучше всего эту сторону творчества документирует песня Wall of Silence, где Крис в значительной мере отходит от своих поэтических метафор и констатирует:
Голливуд - это просто сон,
И когда тебе только 17, он волшебен.
Кто-то из того мира сказал, что ты можешь стать звездой
Прекрасной королевой или героиней титульной страницы.
Поверь и собери свои вещи -
Так и начинает строиться стена молчания.
Каждую ночь будет вечеринка,
Желание каждого нужно удовлетворить,
А когда тобой насытятся, выпроводят прочь.
Ты найдешь себе место в небольшом кабаке,
Когда будешь звать, оставят тебя в беде -
Так и вырастет стена молчания.
Тебе будет нужна удача - таков Голливуд.
Что тебе делать, когда кончатся деньги,
И придется думать о том, что нечего есть.
Голливуд - это только сон,
И когда тебе 17, он волшебен.
Ты спрячешься дома,
Скроешь вуалью свою печаль, и запрешь двери,
Пока день не воскресит улыбку
И не позовет тебя назад,
И пока не упадет стена молчания.
В девятиминутной четырехчастной песне Crusader де Бург вроде бы поет о стародавних временах завоевания Иерусалима крестоносцами, но настоящей мишенью для его критики является буржуазная мораль. В заключительной части беседуют Глупец и Мудрец. Последний, который всю свою жизнь посвятил поискам смысла жизни, выработке ее этических принципов, собственно о жизни имеет наивное представление. А Глупец, напротив, выступает в качестве реалиста, без иллюзий, но с точным и быстро вырабатываемым мнением. В аллегорическом разговоре вспоминаются крестоносцы, которые воевали во имя святых идей, но, по словам Глупца, "нынешних бойцов вдохновляет только скупость и дьявол, а песни крестоносцев давно уже не слышны".
Самый выразительный синтез активной гражданской позиции Криса с его музыкальными достоинствами случился на альбоме The Getaway, на котором стали очевидными и новые идейные уровни. Здесь и мотивы революционного сражения (Light а Fire) или предупреждение перед последствиями войны (Borderline).
В Light а Fire, которая тематически и музыкально завершает песни The Revolution и Liberty в трилогию, он поет:"
Будьте осторожны и ждите знака
Среди нас много таких,
Кто никогда не видел света.
Должны сказать всем людям на свете,
Идущим через холмы и горы,
Что пришло время зажечь огонь.
Зажгите огонь!
В песне Borderline Крис де Бург поет о любви, омраченной разгорающимся военным безумием. Эту композицию, с формальной стороны, новаторской (куплет - припев) никак не назовешь, но вместе с идеей она является одной из самых убедительных не только на диске, но и во всем творчестве де Бурга. Любят друг друга двое из соседних стран, что стоят на грани военного конфликта. Война вторгается в любовь и доводит ее до трагедии:
Стоим на вокзале в ожидании поезда
Который повезет меня к границе, прочь от любимой.
Из окна вагона видел солдат, бредущих на войну
И не мог остановить слезы в глазах.
А на границе меня убеждают
Чтобы я потерял тебя в утреннем дожде.
У меня рвется сердце, но я знаю, что должен делать,
Слышу призывы отчизны, но хочу быть с тобой
Знаю, что одна из наших стран проиграет,
Но надеюсь, что ты будешь ждать меня
До того дня, когда не будет границ.
Вообще не будет никаких границ.
Внимательный слушатель найдет на альбоме The Getaway не только антимилитаристские взгляды, но и реакцию на прочие жгучие проблемы сегодняшнего дня: "Живут же некоторые, которым нет дела до истории" из песни I'm Сounting on You, уникальное сочетание воспевания любви с подчеркнуто ангажированной социальной позицией дало повод многим обозревателям называть Криса "апостолом мира".
Крису часто задавали вопросы об его отношении к политике. В одном из интервью он заявил: "Наверно, нет таких серьезных событий, о которых я не знал бы. Но я музыкант, а вовсе не политик. У текстов моих песен есть - для внимательного слушателя - или лирический подтекст, или характер политической исповеди".
В 1984 году де Бург упрочил свое пребывание на вершине - и опять главным образом в Западной Европе - выпуском альбома Man on the Line и одноименного из него сингла. Здесь мы найдем все типичные знаки его творчества, которые так успешно были проявлены на предыдущем альбоме.
В 1984 году в свет вышел лучше всего принятый диск Man of the Line, со следующим минорным хитом High on Emotion. В следующем году в Британии огромным успехом пользовалась компиляция The Very Best of. И, наконец, желанный топпер - романтичная Lady in Red в 1986 году. Запись стала хитом во всем мире и подняла на новую ступень уровень популярности де Бурга. Начал переиздаваться старый материал, который завоевал для Криса новое поколение слушателей. А в британские чарты попал римейк песни A Spaceman Cane Travelling.
Заразительная Missing You в 1988 году подтвердила способности музыканта писать качественный поп-материал; ей только чуть не хватило до верхней позиции. Лонгплеи Into the Light и Flying Colours продемонстрировали все возрастающий уровень продажи, причем второй из них возглавил британские чарты.
Крис не остался в стороне от политики - в 1991 году, вскоре после окончания иракской акции, он посвятил песню The Simple Truth курдским повстанцам. Лонгплей Power of Ten был выполнен в том же ключе.
Крису принадлежат слова: "Есть еще жизнь после Sex Pistols".
Дискография:
Компиляции: