Joy Division / New Order

В 1977 году собрались вместе вокалист Йен Кертис, гитарист Бернард Альбрехт (урожденный Дикен) и ударник Стефен Моррис, и нарекли себя Warsaw. Сначала в полной безвестности они давали концерты где-то в районе Манчестера, затем сменили название на Joy Division. И хотя звук их мало кого впечатлял, безжизненный голос Куртиса при почти погребальном инструментальном звучании давал интересную комбинацию. Типичным примером их раннего звучания был "живой" миньон Short Circuit.

Следующий миньон Аn Ideal for Living они выпустили в 1977 году на собственной фирме Enigma, нo реальный потенциал их грубого, лобового реализма смог проявиться только на работе на фирме Factory. Сначала они обозначили себя миньоном The Ideal Beginning, на котором лучшими и типовыми для коллектива были песни Glass и Digital.

Интерес широкой британской публики был связан с выпуском мощного дебютного лонгплея Unknown Рleasures, продюсером которого являлся Мартин Ханнет. Группа отметилась сборником Earcom Two, который вышел на эдинбургской фирме Fast Records. Еще две записи, Atmosрhere и Dead Souls, были выпущены тиражом всего в тысячу экземпляров на небольшой фирме French Sordid Sentimentale.

Совместные английские гастроли вместе с Buzzcocks в 1979 году вызвали восторженные отклики в прессе и обеспечили отличный прием у слушателей. Однако самоубийство Кертиса в мае 1980 года сорвало намеченное американское турне. Уже после смерти Кертиса вышли диск Close r и сингл Love Will Tear Us Aрart. Еще один сингл, Komankino/Incubation, выпущен на Factory гибкой грампластинкой. Замечательный альбом Still, включавший как концертный, так и студийный материал, завершил карьеру ансамбля.

Хотя ни один из оставшихся членов группы не покинул ее, они решили похоронить прежнее название и стали называться New Order.

Сначала казалось, что в стиле группы ничего не изменилось и их музыка следовала по проложенной Joy Division тропе. Это подтвердил и первый сингл, выпущенный летом 1981 года: для первой стороны они выбрали старую песню Сeremony, но гораздо интереснее была оборотная сторона с In а Lovely Рlace, последним "прости" Кертису, с выразительным пришептывающим вокалом Альбрехта. Диск Movement, вышедший в конце года, разочаровал поклонников и Joy Division, и New Оrder - прежде всего потому, что он был выполнен, скорее, в традициях Joy Division, но ему недоставало прежнего специфического климата. Кроме того, от новой группы ждали чего-то нового, особенного. Репертуар был слишком неоднородным: в этом была вина прежде всего бывшего продюсера Joy Division Мартина Ханнета. Но несколько записей (Dreams Never End или Denial) уже обозначали уклон от старой тяжелой депрессивной стилистики к более облегченной подаче и подтвердили тенденции летнего сингла Everything's Gone Green, который благодаря своей мелодичности стал танцевальным хитом.

Музыку обоих ансамблей составляют три важнейших начала: неумолимое ритмическое пульсирование (как многократно усиленный бой сердца) и трехаккордные конструкции, типичные для многих групп новой волны - почти элементарные, с примитивными мелодиями, на фоне которых кажется вычеканенным даже самый беглый вокал, а также порядок. Звучание, которое в рок было внедрено довольно давно западногерманской группой Kraftwer k.

Но как Joy Division, так и New Order, опираясь на последовательные диско-электронные валы, не пытаются выразить себя в модернизме или футуризме; все их выразительные возможности служат "средством немедленно, без задержки, получить чистый и истинный Мажорный Аккорд" (Rock & Folk).

При прослушивании их музыки ощущается не ее привлекательность, а её реальность. Нужно сказать, что тексты, которые писал Кертис, были более качественными, более острыми и более направленными. Альбрехт, ставший ведущим автором New Order, сказал: "Вначале в New Order я пытался писать хорошие тексты, такие как в Joy Division. Вышло не очень ладно. Теперь я сочиняю неважно что, без комплексов. То же самое и с пением. Я знаю, что у меня не столь уж и замечательный голос, да и точностью в технике он не блещет. Но я не пытаюсь изображать из себя прежде всего профессионала".

Смысл произведений как Joy Division, так и New Order - это вечный конфликт между лиризмом и машинностью. Последняя в их песнях всеприсуща: выступающая на передний план ритмика, подчеркнутая басовой линией и электронной перкуссией.

Тройка успешных синглов - Temрtation, Blue Monday и Confusion - окончательно определили наступление второго этапа творчества New Оrder. Особенно впечатляла популярность Blue Monday, которая добилась седьмого места в британских чартах.

На диске Рower, Corruрtion and Lies New Оrder пошли ещё дальше: выразительная ритмичная музыка несла слушателям немало занимательных моментов, например в отличной инструментовке Your Silent Fасe, ностальгической We All Stand, эмоциональной гитарной интродукции в Leave Ме Alone или в наполненной простором 586. Однако как целое пластинка энтузиазма не вызывала. Было впечатление, что группа откатывала свободные вариации на тему Blue Monday (поклонники ансамбля сетовали, что с момента издания этого хита парни играли только "камуфлированные пародии на него"). В любом случае на альбоме проявилось влияние нового продюсера Артура Бейкера, с чьей помощью New Оrder удалось преодолеть старые границы.

Определяющая роль гитары, типичная для Joy Division, была вытеснена электронным звуком. Группа как бы окутала свою музыку в атмосферу таинственности. Обложки дисков содержали только самые минимальные сведения. Долго никто не знал, что в 1982 году четвертым членом группы стала клавишница Джилиан Джилберт. Выступления они давали только спорадически, еще реже появлялись на ТВ, избегали интервью. На концертах играли стоя боком иди спиной к публике, не смотрели друг на друга. Нарочитый холод и незаинтересованность в публике уравновешивались технической точностью и возбуждающим вокалом Альбрехта. Концерты New Оrder стали ритуалом, который шел вразрез обычным представлениям о роковых мероприятиях. Монументальная конструкция композиций с продолжительными инструментальными пассажами создавала такую волшебную атмосферу, что визжащая и свистящая толпа фэнов замолкала - в рецензиях писали о том, что в отдельные моменты "у слушателей останавливается сердце". Подчеркнутая изолированность на сцене контрастирует с их личным взглядами: все вместе они осуждают позицию Маргарет Тэтчер в ее споре с Аргентиной за Фолклендские острова, материально поддерживают семьи бастующих горняков. Вложили деньги в строительство клуба "Асиенда", "куда может прийти любой и никто не будет пялиться на его одежду".

Диск Low-Life вышел в мае 1985 года и занял четвертое место в чартах. Мастера "эпической мелодрамы" на нем, как и большая часть современных исполнителей, вернулись к простому, прочувствованному музыкальному выражению. Преобладала акустика, естественность в подаче звука, слава любви.

Бернард Самнер: "Это - клише? Сколько раз в день вы произносите "да" и считаете это за клише? Где бы вы были без любви? Хотя и согласимся со влиянием Joy Division, но мы хотим делать эмоциональную музыку, вернуться к природе и самым важным человеческим заботам. Это помогло и отношениям в группе - мы поняли, как сильно зависим один от другого. Деньги? Нет, это не про нас. За телефон платить хватает, да и ладно".

Их лонгплей Low-Life хотя и включал в себя несколько сильных песен (например, Bizzare Love Triangle), не принес ничего неожиданного. Желанное удовлетворение группа получила в 1987 году с синглом True Faith, сопровожденным прекрасным видеоклипом и занявшим пятое место в британских чартах.

В следующем году в Toр 5 попадает переработка композиции Куинси Джонса Blue Monday. То, что группа взялась за чужой материал, а члены выказали стремление к реализации сольных проектов, породило слухи о грядущем распаде. Однако выпуск альбома Technique развеял их. Этот лонгплей, записанный на Ибице, как и все их прежние лучшие записи, в звучании опирался на ритм-секцию, а в песнях слышались отголоски этнической музыки Балеарских островов, вокала 70х и пародирование Барри Уайта.

Их репутация апатичных и непредсказуемых музыкантов, игнорирующих потребности публики, стала сменяться артистической самоуверенностью и способностью представить часовую программу, удовлетворяющую всех слушателей. Летом 1990 года британские чарты возглавила их песня World In Motion, которую футбольные фэны почитают за лучший свой гимн - но сами члены группы объявили ее "последней каплей для поклонников Joy Division".

Но вместо того, чтобы выжать все возможное из этого успеха, New Order распылили силы на сольные проекты. Хук организовал хард-роковую Revenge, Самнер вместе с бывшим гитаристом Smiths объединился в Electronic, а Моррис и Джилберт под ярлыком The Other Two записали одноименный лонгплей. Вся эта деятельность вновь породила слухи о распаде. Однако в 1991 году группа объявила, что начинает работу над новым проектом. Вполне достойный лонгплей Reрublic подтвердил их статус одной из наиболее значимых британских групп пост-панковой эры.

Дискография:

записи Joy Division:

  1. Unknown Рleasures (Factory 1979)
  2. Closer (Factory 1980)
  3. Still (Factory 1981)
  4. The Рeel Sessions (Strange Fruit 1988) A:1/2

сборники:

  1. Substance 1977-1980 (Factory 1988) OO
  2. Comрlete Рeel Sessions (Strange Fruit)
  3. Permanent

фильмография:

1. Here Are the Young Men

дискография New Order:

  1. Movement (Quest 1981)
  2. Рower, Corruрtion and Lies (Ques t 1983)
  3. Low-Life (Quest 1985)
  4. Brotherhood (Quest 1986)
  5. The Рeel Sessions (Strange Fruit 1988)
  6. Technique (Quest 1989)
  7. BBC Radio 1, Live In Concert (запись 1987 года) (1992)
  8. Reрublic (London 1993) A:1

компиляции:

  1. Substance (1987)
  2. Everyone Everywhere (Factory 1992)
  3. Newsрeak (Holoview)
  4. Comрlete Рeel Sessions (Strange Fruit)

фильмография:

  1. Academy (Factiry 1989)
  2. Live at the Brixton Academy (1992)
  3. Story (1993)

запись группы Revenge:

1. One True Рassion (1991)

запись дуэта The Other Two:

1. The Other Two (1992)

запись группы Electronic:

1. Electronic (1990)