Шотландский сочинитель, композитор, певец, гитарист и игрок на губной гармонике Доновэн (урожденный Доновэн Филипп Лич) родился 10 мая 1946 года в семье рабочего в Глазго, в 1956 году с семьей переехал в Лондон. Музыка и вообще собственное творчество явились для него компенсацией за длительные последствия полиомиелита, из-за которых он не мог ни заниматься спортом, ни играть со сверстниками. Он создавал в фантазиях собственный мир - и с ним отправился к людям. Это произошло, когда ему исполнилось 16 лет - Доновэн автостопом отправился по Англии, которую изъездил вдоль и поперек. Какое-то время он проучился в художественной школе, и хотя студия ему быстро надоела, она успела наградить Доновэна знакомством с английскими битниками. И позднее интеллектуальные способы выражения продолжали притягивать его - по собственному признанию, Доновэн среди своих талантов музыкальный считал далеко не самым главным.
Он стал битником во времена, когда в закваске британской музыкальной сцены среди прочего рождался местный белокожий ритм-энд-блюз. С одной из групп, исповедовавшей этот жанр без особой славы, но с большим энтузиазмом, Доновэн познакомился в своих странствиях. Он отправился с ансамблем на юг Англии, и где-то близ Лондона или Брайтона, у моря, они играли в кабаках. Когда хотели сделать перерыв, на сцену посылали Доновэна. Менеджер группы, видимо, впечатлился его пением и послал того на первые записи в лондонскую студию. Пробные записи там понравились и Доновэна быстро отправили в популярную телепрограмму "На старт, внимание, марш!". Тогда ее вел Алкон Аллен. Он послушал певца, пустил в эфир, но сопроводил фразой, которая надолго стала проклятием Доновэна: "Это - европейский Дилан".
Эту кличку подхватили и обозреватели в прессе. Действительно, некоторое сходство бросалось в глаза: голубая хлопчатобумажная кепка, подыгрыш на гармонике, носовые интонации в голосе и, самое главное, желание изменить мир песнями. Доновэн быстро привлек внимание публики. Его выступление на ньюпортском фестивале было признано успешным, первый сингл Catch the Wind занял в апреле 1965 года в британских списках шестое место, следующий Colours в июле был пятым. Миньон Unive r sal Soldier с титульной песней от Баффи Сент-Мэри, посланный на дом английским политикам и военным, в августе оказался в списочной дюжине.
Что-то общее оказалось и в судьбах Дилана и Доновэна. Как Дилан начал записываться с группой Band, так и Доновэну удалось привлечь к сотрудничеству первоклассных музыкантов, с которыми часто встречался: гитаристов Джимми Пейджа и Джеффа Бека, а также мультиинструменталиста Джона Камерона. Именно с ним и с одним из самых многоопытных продюсеров английской поп-музыки Мики Мостом созданы, пожалуй, самые существенные записи карьеры Доновэна.
Попав в руки Моста, певец объявил : " Я больше не буду петь о том , что ненавижу, а только о том , что люблю". А любил он детей и старые предания, живую природу, магическое и мистическое, Солнце, Землю и звезды. За короткое время Доновэну удалось создать в океане поп-музыки свой загадочный остров, полный мира, любви и ежедневных чудес природы, где менестрельский голос - тонкое , хрупкое, иногда однотонное вибрато - в сопровождении флейт, цимбал, целесты, клавесина и других инструментов, - в искусно выстроенных текстах с богатыми внутренними рифмами рассказывал об утонувшей Атлантиде, королеве Джиневре, поэтах и добродушных шарманщиках, которые бродят по проселочным дорогам.
Его песни были вдохновлены исключительно викторианской литературой для детей - неисчерпаемый источник, который прямо-таки напрашивался. Тогда писатели были особенно щедры к детям, писали красочные, игривые загадки, наполненные фантазией и абсурдом, основательно "расширяя свою мысль", по выражению Джона Леннона. Да и Джон использовал этот источник: с чего же появилась Lucy in the Sky with Diamonds, как не из волшебной "Алисы в стране чудес"?
В 1966 году Доновэн получил три "золотых" диска за синглы Sunshine Superman, Mellow Yellow и альбом (4). Тем, кто упирал на сходство с Диланом, достойно возразил успех певца именно там, где такое сходство могло оказаться гибельным - в Америке.
Можно спросить: чем же привлекали песни Доновэна многочисленных поклонников и интерпретаторов? Своей мелодичностью? Приятностью и утонченностью его игры на акустической гитаре? Тихим, нежным, страстным голосом? Или ласковыми и загадочными текстами, которые трудно переводить даже с Оксфордским словарем?
"Леса там благословлены птичьим пением, храмовыми отголосками звоночков с овечьих пастбищ, дятел взлетает с алмаза на ветку и разносит счастье и печаль, между островом и божьей лазурью кричит оглашенно, белые кони пасутся на морских пастбищах, в прибрежном песке блестят гальки и раковины, лето оглашает себя потоком жизни в сердце только что родившегося крольчонка, - так можно передать природу, воспеваемую в текстах и голосе Доновэна. - В тени радуги шествует процессия вокруг волшебника-цыгана, играет шарманщик, чтобы легче на душе стало, оловянный солдатик разогревает себя любовью, маленький зеленый краб лезет из моря, чтобы послушать напевы македонского ремесленника, который с тамбурином и танцующей обезьянкой бродит по дюнам, ржавые чайники и прибрежные камешки поднимаются и пристально смотрят вслед. Если будешь вежлив и как задаток бросишь на берегу шляпу, приплывет блестящая звездочка, знаменитая и старая, которая в семи океанах много лучей потеряла и новые нашла, и расскажет тебе историю о парне с бренчащим банджо и татуированной рукой.".
Эти тексты явственно показывают отличия Доновэна от Дилана - его романтичность, "ловля ветра", мечтательность и игривость. Кто-то упрекал его в ребячестве, наивности, упадничестве и вообще в потере чувства времени, в его песнях безуспешно искали глубокий психологизм, широкие жизненные впечатления, элементы настоящего музыкального развития - но нельзя быть глухим к достоинствам, которых не утратили песни Доновэна. "Когда-нибудь придут плохие времена, - сказал он однажды, - но всегда объявится шарманщик, который поможет людям забыть о старости и почувствовать себя счастливым". Мы видим, что из многих знаменитых песенников 60-х годов именно он оказался тем самым шарманщиком. Вместе с Beatles в 1968 году он ездил в Индию к Махариши - но внес в людские души мира больше, чем йоговские медитации.
В 1967 году успехом пользуется сингл с песней There Is a Mountain, а двойник (8), выпущенный в разгар "власти цветов", вместе с битловским "Сержантом" , стал ее символом. Все эти произведения, равно как и следующие синглы Jennifer Juniper, Hurdy Gurdy Man и Goo Goo Barabajagal (записана в 1969 году вместе с Джеффом Беком), где романтические простенькие мелодии связывались с негромким, местами инспирированным джазом сопровождением, регулярно появлялись на вершинах списков по обе стороны Атлантики. У каждой песни Доновэна было свое музыкальное лицо, а универсальные подходы автора и аранжировщика, напротив, отсутствовали. Sunshine Superman, обещающий своей девушке "все краски души", проник на вершину домашних и американских списков на планирующих и прерывистых гитарных тонах, на странных ритмах расцветающей психоделической музыки. Загадочно приглушенное начало Mellow Yellow резко переходит в духовую медь, словно у Армии Спасения. The Fat Angel (ода о реактивном самолете) новаторским образом соединяет звук ситара с ритмом рэггей. Hurdy Gurdy Man в сочетании напорных ударных с бренчащей гитарой отдаленно напоминает хэви-метал. А вечно действенный текст Seasons of the Witch о травле каждого, кто отступает от шаблона, постепенно повышает свое напряжение, в слиянии гитарных рифов и органного соло предвосхищает появление джаз-рока. Но многие обозреватели популярных изданий не без основания полагали, что самые великолепные достижения Доновэна, образовавшиеся из слияния его достоинств, как певца любви и природы, можно найти прежде всего в альбомах. В синглах Доновэн не в своей колее: он пытается исполнять более откровенные и рассудочные песни, с которыми становились знаменитыми другие исполнители, но которые подходили Доновэну, как собаке - пятая нога.
Этот "поп-Парсифаль" в своей пейзажной поэзии и красочной, пасторальной песенно-идиллической сентиментальности не всегда мог избежать штампов и китча, но для миллионов его юных поклонников это ничего не значило. "Я - продавец надежд", - говорил Доновэн. И на вырученные деньги он купил остров у берегов Шотландии со старым замком.
Своими песнями он проложил стилистически самобытную тропу в неизменно переполненные концертные залы Америки и Европы. В 1968 году в списки попадают сразу три альбома. Но почти сразу он уже практически выпал из поля зрения аудитории по различным причинам, главной из которых оказалась жесткость британского налогового управления. Доновэн целый год живет дома в уединении, безуспешно пытаясь заинтересовать различные фирмы. Его записывающая деятельность иссякает и ограничивается сочинением звуковых дорожек к фильмам ("Гаммельнский крысолов", "Св.Франциск Ассизский" Франко Дзеффирелли и др.).
За это время его музыкальные эксперименты с кельтским роком были подхвачены и превзойдены Аланом Стивеллом, а сценическую манеру с блеском перенял Incredible String Band.
К записывающей деятельности он вернулся в 1971 году с альбомом (13); одновременно объявился в американских сингловых списках с прелестной песней Celia of the Seals на экологическую тему. Концертная деятельность осталась спорадической.
Следующее появление состоялось только через два года с диском (15), сочиненным в модном арт-роковом ключе. Продюсером этого диска снова был Мики Мост, а следующий лонгплей (16) выпускал уже Эндрю Лог Олдхэм. Целый год он провел в работе над концептуальной пластинкой (18), записанной с продюсером Норбертом Питманом в Нэшвилле, Доновэн еще верил, что увидит начало нового молодежного движения, дух которого он мог бы выразить, как прежде - настроение "детей цветов". Но новому поколению, к которому он обращался, Доновэн казался реликтом из прошедшей эпохи, а песни типа Swing, Boogie and Dixieland демонстрировали лишь позавчерашнюю моду.
В популярной музыке так бывает очень часто: важнейшим мерилом качества является модность, или, если хотите, следование духу времени. С 1975 года о Доновэне долго ничего не было слышно - вместе с семьей (двое дочерей и сын жены от первого брака с Брайеном Джонсом) он перебрался в Лос-Анджелес. Попытка 1977 года вновь соединить свои усилия с Мостом не дала желаемого результата: последний тогда был слишком увлечен группой Smokie. В начале 80х Доновэн выпустил-таки три альбома и появился на фестивалях в ирландском городе Балликодаре (1980) , в Белфасте и лондонском "Ройял Фестиваль-холле" (1981) и в Чехословакии на Братиславской лире (май 1983).
Из очередной затяжной неактивности его вытащила в турне в 1990 году группа Happy Monday. Затем Доновэн выступил на ТВ в передаче с известными комиками Тревором и Саймоном, исполнив переделанную Jennifer Juniper. Вскоре подгадал выпуск нового альбома и целого вороха переизданных компактов. Оказавшись в форме, Доновэн в 1992 году отправился в большое британское турне.
Коробка компактов Troubadour (1992) идеально передает все его творчество.
Дискография:
Donovan
сборники: