Этот ансамбль, сформированный в 1967 году в Лондоне из остатков групп Ethnic Shuffle Orchestra и Tim Turner's Narration, был задуман как английский эквивалент коллективу Jefferson Airplane и в свои первые дни работы тесно смыкался с лондонским андеграундом, выступая в привычных для этого направления клубах UFO и Middle Earth.
Оригинальный состав включал в себя скрипача Дэйва Свобрика, вокалистов Джуди Дайбл и Йена Мэтьюза, басиста Эшли Хатчингса, гитаристов Ричарда Томпсона и Саймона Найкола, а также ударника Мартина Лэмбла. Они сделали пользовавшийся некоторым успехом дебютный диск (1), после чего в мае 1968 года сменили записывающую фирму и вокалистку - на смену Джуди Дайбл, набравшей группу Trader Horne, пришла Сэнди Денни. Она родилась в 1947 году и обучалась в Кессингстонском колледже искусств в Лондоне в одно время с Джимми Пэйджем, Эриком Клэптоном и Джоном Ренбоурном, а затем начала выступать на клубной сцене, где ее сильный, ясный и естественный голос быстро создал Сэнди отличную репутацию. Работала с группой Strawbs в начальный период ее существования и записала с ней в 1967 году альбом [D2], который был выпущен много позже.
Диск (2) был построен на очень неоднородном модерновом материале, однако помог их репутации набрать очки. Но тут начались непредвиденные неприятности. Сразу после записи следующего диска ушел Мэтьюз , деливший до того вокальные функции, обеспечивавший ненавязчивый гитарный фон и писавший порой песни . В сольной карьере Мэтьюз организовал сначала группу Matthews' Southern Comfort, исполнявшую добротную смесь рока, кантри и фолка (выпустили хитовую интерпретацию песни Джони Митчелл Woodstock), затем был в ансамбле Playsong, позже переехал в США, выпускал там сольные диски, а в начале 80х годов основал ансамбль Hi-Fi. Обладавший хорошим голосом и отличным нюхом на материал Мэтьюз не был нацелен на коммерческий успех, что превратило его в музыканта, не оправдавшего надежды . Через месяц после ухода Мэтьюза в результате автоаварии перевернулся фургон группы, погиб Лэмбл, остальные отделались легким испугом. Диск (3) стал указателем поворотного момента. Он выдвинул в верхнюю часть английских списков песню на французском языке Si Tu Dois Partir (версию песни Боба Дилана If You Gotta Go, Go Now - одну из трех исполненных на альбоме песен Дилана), а также содержал амбициозную композицию A Sailor's Life, откуда, с легкой руки Свобрика, начались постоянные экскурсы ансамбля в область британского фольклора. На смену Лэмблу был приглашен Дэйв Мэттекс.
Ни один из английских фолк-роковых ансамблей не смог так быстро добиться широкого успеха, и ни один не дал так много оттоков и ответвлений. Их электрифицированное фолковое звучание, включавшее в себя музыку прошлых столетий (Dirty Lines), сочиненные в сходном стиле самими музыкантами композиции (например, Who Knows Where the Time Goes Сэнди Дэнни, чуть позже исполненная Джуди Коллинз как титульная для одного из своих альбомов) или произведения других авторов - Percy's Song и Million Dollar Bush Боба Дилана - было всегда радостно и оптимистично. Где бы они ни выступали: на провинциальных праздниках, в элитном клубе "Марки", в Королевском фестивальном зале или на американском турне - везде их приветствовала восторженная аудитория. Критик Тони Палмер в Observer писал: "Их музыка как будто заказана режиссером Питером Бруком для постановки "Сна в летнюю ночь" Шекспира, а их тщательно сконструированные тексты одновременно обладают замечательной ясностью и содержат чудесные остроты и шутки".
Перестроенная и нацеленная для работы в новом направлении группа интенсивно гастролировала по Англии и за рубежом, альбомы были коммерчески удачными , и ансамбль был готов к прорыву на ведущие позиции в тот момент, когда его настиг второй кризис.
В 1969 году ушла Дэнни, ставшая в то время, по анкете Melody Maker, лучшей певицей в британской поп-музыке и добившаяся признания как текстовик. Через несколько месяцев она сформировала собственную группу Fotheringai с гитаристом и певцом Тревором Лукасом, гитаристом Джерри Донахью, басистом Патом Дональдсоном и ударником Джерри Конвеем. Высокая индивидуальная репутация членов ансамбля в какой-то мере обусловила и относительно большой коммерческий успех диска [D3]. Эту музыку американский журнал Rolling Stone оценил как " восхитительную и исключительную". С выверенными и сбалансированными гармониями, над легким свингующим ритмом звучал эмоциональный вокал Денни и Тревора Лукаса.
Однако дома критики были далеко не так благосклонны, а трения в группе привели к тому, что она распалась во время работы над своим вторым альбомом. Но персональная репутация Сэнди оставалась очень высокой и в международной иерархии обеспечивала ей место рядом с Джуди Коллинз и Джоан Баэз.
Отлично встреченный критикой и публикой ее сольный альбом [D4] уже трудно отнести к фолк-музыке, но каждый из ее последующих альбомов был менее удачным. Вместе с другими фолк-музыкантами, объединившись под вывеской Bunch, участвовала в записи чисто рокового альбома [D5], а в 1972 году приняла участие в работе над оркестральной версией рок-оперы "Томми".
Одновременно с Дэнни из Fairport Convention ушел и Хатчингз, чтобы сформировать Steeleye Span. Fairport казался обреченным. Однако на замену Хатчингзу был мобилизован Дэйв Пегг , и альбом был выпущен без определенного вокалиста.
Несмотря на высокое качество работ этого периода, ансамбль казался проклятым. Уходит Томпсон, а затем грузовик врезается в их общий дом. Как квартет, еще ориентируясь на фольклорную в основе музыку, они записывают альбомы (6) (титульная композиция из которого описывает злоключения ансамбля) и (7) - концептуальный альбом, построенный на идеях Свобрика и в основном им же и сочиненный; в 1975 году он был использован для музыкального сопровождения телевизионного документального фильма "Человек, которого не смогли повесить".
Группа снова казалась обреченной, когда во время сессии по записи альбома (8) ушли Найкол и Мэттекс, на короткое время замененные ударником Томом Фарнеллом и гитаристом Роджером Хиллом. Этот состав практически не работал , и сделанные черновые матрицы диска были уничтожены. Состав вновь был перетасован , в нем оказались Тревор Лукас и Джери Донахью из Fotheringai, равно как и Мэттекс, которого уговорили вернуться. Альбом (8) был переписан с Лукасом в качестве продюсера - результат оказался довольно милым, но совершенно безликим. Но следующий диск продемонстрирован новую инструментальную виртуозность группы с хорошим эффектом, после чего вернулась вышедшая замуж за Лукаса Сэнди Дэнни, которая отметилась на некоторых песнях концертного альбома (10).
Но к этому моменту группа погрязла в тяжких долгах и вела трудную борьбу за существование. У них были имя и первоклассная репутация, однако группу совершенно не знали в США, да и британская аудитория нуждалась в расширении. Нужен был альбом, такой же свежий и возбуждающий, как (4). Проблема обострилась, когда в этот критический момент группу покинул Мэттекс. Его заменил Брюс Роулэндз из ансамбля Grease Band.
Альбом (11) готовился очень долго. Он был хорошо принят, но не смог удовлетворить все возлагавшиеся на него ожидания. Решили отделиться разочарованные Лукас и Дэнни, занявшиеся собственной карьерой, а Донахью остался сейшнменом на американском Западном побережье . В апреле 1978 Сэнди скончалась из-за кровоизлияния в мозг, вызванного неудачным падением с лестницы.
Тем не менее группа оправилась и от этого удара и, подключив скрипача Роджера Барриджа, клавишника Боба Бреди и известного гитариста Дан Ар Браса из группы Алана Стивелла , под усеченным названием Fairport выпустила альбом (13). Однако и пластинка, и состав в целом оказались неудачливыми , и коллектив распался через несколько представлений. Группа отделилась от своей фирмы , и этот пробел в работе предвещал, казалось, неминуемый распад.
Свобрик выпустил два сольных инструментальных альбома (S5) и (S6), построенных на элементах фольклора, а старая фирма Island подготовила диск (14), записанный самым престижным составом на одном из концертных выступлений в лос-анджелесском "Трубадуре" в 1970 году. Однако это еще был не конец. Ядро предыдущего состава уговорило Саймона Найкола вернуться и со свежим руководством и новым записывающим контрактом сделать вполне ободряющий диск (14). Тогда же ансамбль сочинил и записал музыку к фильму In the End and Out the Outer.
Но судьба припасла им новый сильнейший удар. Уже давно выполнявший функции лидера группы Дэйв Свобрик столь же давно страдал глухотой на одно ухо. И вот в 1979 году врачи предупредили его, что , если Дэйв будет продолжать работу с электроусиленной группой, он окажется перед перспективой лишиться слуха вообще. 13-летнее существование группы прервалось 4 сентября 1979 года на продолжительный срок после традиционного рокового фестиваля в Небуорте недалеко от Лондона. Дейв Свобрик организовал студийный ансамбль Swarbrick And Friends, исполнявший чисто акустическую музыку; гитарист Ральф Мактелл и Дейв Пегг ушли в Jethro Tull.
В 1984 году Fairport Convention были реформированы в составе: Дэйв Свобрик, Саймон Найкол, Брюс Роулэндз и Дэйв Пегг. В записи диска (22) принял участие и Ричард Томпсон. Когда Свобрик в 1985 году покинул группу окончательно, в ней появились Мэттекс, скрипач и клавишник Мартин Олкок, а также вокалист и басист Рик Сандерс. Обеспокоенные поклонники группы быстро убедились, что эта замена во вред Convention не пошла. Многие из выпущенных затем дисков оказались отличного качества, особенно (22) с Саймоном Найколем на вокале сопровождения и инструментальный (23). Получилось так, что в 1990 году диск (30) выпускал самый долгоживущий в истории ансамбля состав.
Дискография:
Fairport Convention
сборники:
библиография:
Дискография Дэйва Свобрика:
Записи Сэнди Дэнни:
сборники:
библиография:
Альбомы Йена Мэтьюза:
сборники: