Steve Hillage

На протяжении всей своей творческой биографии (род. 2 августа 1951 года) Стив Хиллидж отличался страстной музыкой, плохо подчинялся установкам и обладал аллергией к коммерческим компромиссам. Еще в лондонской школе он встретился с первыми будущими коллегами - клавишником Дэйвом Стюартом и басистом/вокалистом Хьюго Монтгомери-Кэмпбеллом. Все они горели желанием сочинять и исполнять нечто необычное. На людях впервые выступили в конце 1967 года, в самый разгар периода, получившего в историографии молодежного движения название "цветочное лето".

После долгих и безуспешных поисков ударника они обратились с объявлением в Melody Maker, и когда в составе появился 19-летний Клайв Брукс, они назвали себя Uriel.

Хотя отклики специалистов на их раннюю работу, особенно Хиллиджа, оказались достаточно ободряющими, сами члены группы были недовольны "отсутствием прогресса". Ни одна из записывающих компаний не выказала к ним интереса ,и разочарованный Хиллидж отправился изучать философию в Кентский университет. Оставшаяся троица переименовала себя в Egg и довольно быстро выпустила два альбома и сингл, добившиеся благожелательного внимания в серьезной музыкальной прессе и определенного (хотя и не мгновенного) коммерческого успеха. Но не успели эти диски еще поступить в магазин, как четверка с вернувшимся Хиллиджем в студии уже переносила материал Uriel на магнитные ленты. Они оказались культовой группой британского прогрессива, завоевав уважение самых знающих поклонников этого жанра.

Это их воплощение, по контрактным соображениям получившее название Arzachel, послужило лишь трамплином для Хиллиджа, который в апреле 1971 года перебрался в столицу и организовал группу Khan. В ее состав вошли бывшие члены группы Crazy World of Arthur Brown поющий басист Ник Гринвуд и органист Дик Хенн, а также ударник Эрик Пичи. Вскоре Хенн выбыл из команды, а когда оставшееся трио под руководством продюсера и блюзового фанатика Нейла Слэйвена отправилось в студию, в качестве гостя с ними оказался большой друг Хиллиджа и чародей клавиатуры Дэйв Стюарт.

Появившийся летом 1972 года на прилавках один из классических в прогрессив-роке диск [2], содержавший лучшие образцы исполнительского мастерства обоих музыкантов, не взбудоражил любителей списочных хитов - не было ни синглов, ни какой-либо промоции, поэтому уровень продажи был вполне умеренным. Однако альбом оставался в каталогах фирмы целое десятилетие, вплоть до распада Decca в 1980 году, привлекая к себе внимание все новых поколений любителей арт-рока.

В 1972 году, сразу после выпуска этого альбома, группу покинул Ник Гринвуд, выбравший сольную карьеру и записавший диск (G1), который через 20 лет после выпуска оценивался в 360 ф.ст. Его место занял Найджел Смит, а чуть раньше сам Стюарт, в мае освобожденный распадом Egg, стал постоянным членом Khan.

Хотя они еще считались легендой у рок-фэнов, и их неподражаемая экстравагантность даже при отсутствии записей обеспечивала им интерес публики, можно сказать, что Khan блистали именно своим отсутствием. А когда в октябре подоспело финансовое банкротство, группа приказала долго жить. Хиллидж поиграл пару месяцев в группе Кевина Эйрса Decadence, но через неделю после дуэта-импровизации с Дидье Малербом во время концерта перешел в Gong, а Дэйв, на какое-то время реформировавший Egg, вскоре оказался в составе Hatfield & the North.

После выхода из "Гонга" Стив, обладающий способностью писать как музыку, так и слова на более честолюбивые темы, с незаурядным личным обаянием и игрой на гитаре, уносящей слушателя далеко с первыми аккордами, выдвинул более серьезные музыкальные претензии. В своей сольной работе он записал несколько альбомов, особое значение из которых приобрел [3], сильно напоминающий Gong и утвердивший Хиллиджа чуть ли не лучшим гитаристом жанра.

Следующие альбомы считаются более скучными, не в последнюю очередь из-за того, что музыкант стал слишком серьезно относиться к своим философским воззрениям. Так, идею альбома (5) Хиллидж представлял слушателям следующим образом: "Это произведение на тему источника жизненной силы. Слово Motivation говорит об энергии, которая кроется в глубине нашей действий, а символизм Radio - это общение и роль музыки для передачи вещей, которые трудно выразить словами. Другая тема - это освобождение духа и полет к звездам, и здесь в мою работу входит символика летающих тарелок, которую в нашей новой технологической структуре можно сравнить с символикой пирамид: связь всех эмпирических знаний (вроде науки) со знаниями, связанными с верой. Но пирамиду трудно переместить с одного места на другое, тогда как тарелки путешествуют сами; в этом различие, с точки зрения символики, между несколько более твердым альбомом [4] и более энергичным и гибким [5]".

Из прочих дисков этого десятилетия можно выделить более электронный (9), а также "живые" альбомы (7) и (13) - последний был записан на концертах 1976-1979 годов.

В начале 80х годов Хиллидж несколько отошел от исполнительской деятельности и стал пробовать себя как продюсер - в числе его клиентов были ставшие известными исполнители Робин Хичкок, Кен Локи, Positive Noise, Simple Minds. В 1983 году он вернулся к записям, стал вводить в структуру композиций синклавир, экспериментировал с персональным компьютером. Его можно отнести к той категории музыкантов, которая работает под девизом "Не для широкой публики", его нелюбовь к конкретной музыкальной форме выводит композиции за рамки общепринятого понимания рока. При этом Хиллидж остается одним из самых интересных гитаристов современного концептуального музыкального искусства.

В 1991 году Хиллидж вернулся к записывающей деятельности в составе разового коллектива System 7, включающего также диск-жокея Пола Оукенфилда, Алекса Паттерсона из ORB и Мика Макнейла из Simple Minds. Они записали танцевальную "музыку среды", включающую прог-роковые гитарные риффы, влияния соул, диско и хаус-рока.

Дискография:

Steve Hillage

  1. A rzachal (в группе Arzachal) (Evolution 1969)
  2. Space Shanty (с группой Khan) (Deram 1972)
  3. Fish Rising (VRG 1975)
  4. L (VRG 1977)
  5. Motivation Radio (VRG 1978)
  6. Green (VRG 1978)
  7. Live Herald (VRG 1979)
  8. Open (VRG 1979)
  9. Rainbow Dome Musick (VRG 1979)
  10. Aura (VRG 1980)
  11. For To Next/And Not Or (VRG 1983)
  12. BBC Radio 1 Concert (1992)
  13. Группа System 7:

  14. System 7 (CRL 1991)
  15. Power Of Seven (Butterfly 1995)
  16. System 7.3: Fire + Water (CRL 1995)

сольный альбом Ника Гринвуда:

  1. Cold Cuts (Kingdom 1973)