В 1970 году на своем третьем диске группа Led Zeppelin записала композицию Hats Off to Roy Harper ("Шапки прочь перед Роем Харпером"). В 1975 году Рой поет песню Have a Cigar на альбоме Wish You Were Here от Pink Floyd. На него часто ссылался Йен Андерсон из Jethro Tull; по слухам, Харпер вдохновил большую часть альбома Aqualung. Cреди его приятелей, поклонников и соратников - Пол Маккартни, Билл Брафорд, Пол Саймон, покойный Кит Мун и другие музыканты.
Рой родился в Манчестере 12 июня 1941 года, в том же году, что и Дилан, Саймон, Бифхарт и другие творцы роковой музыки. В 13 лет вместе со своим сводным братом играл в самодеятельной скиффл-группе. Из дома, в котором отец требовал от него завершения высшего образования, а мачеха долдонила тексты о приходе Иеговы, он сбежал в 15 лет. Позже вступил в ряды королевских ВВС, где с друзьями исполнял блюзовый материал Ледбелли и Биг Билла Брунзи. Быстро понял, что строгая армейская дисциплина плохо подходит для нежной и ранимой души поэта, которым он к тому времени стал. Рой симулировал психическое расстройство и был отправлен на 15 недель в госпиталь, где его лечили электрошоком. Затем долгое время провел в ланкаширской клинике для душевнобольных (основной метод лечения - побои), и еще год - в ливерпульской тюрьме. Из армии его в конце концов демобилизовали, но после таких злоключений свободе не обрадуешься. И в 1964 году его можно было увидеть поющим прохожим на улицах Лондона.
Музыкальное развитие Харпера было столь же бурным , как и его жизнь. Дебютный альбом он записал в сопровождении только своей гитары в довольно скромных технических условиях. Стал вхожим в лондонские фолк-клубы, где близко сошелся с Дэйвом Казинсом (позже в Strawbs). В сопровождении песен альбома (2) появляются ударные и бас-гитара.
На ранних альбомах можно найти следы его будущих достижений - наличие оригинального гитарного стиля и часто агрессивного лирического таланта. Однако здесь же и зародыши недостатков, которые в значительной степени проявились в более поздних работах. Харпер всегда доводил свои чувства и идеи до их пределов, завоевав в конечном счете репутацию человека, склонного к мании величия.
По словам одного их критиков, Рой Харпер способен говорить правду и там, где закрываются глаза, задергиваются занавески и разливаются чернила. И неважно, идет ли речь о внутреннем "я", отношениях между двумя или о целом обществе. В песне Highgate Cemetery, в которой гитара аккомпанирует певцу словно падающие капли дождя, рассказывается, как автор ночью с приятелем перелезает через кладбищенскую ограду и безуспешно ищет могилу Карла Маркса. В композиции Commited, завершающейся двумя минутами безумного смеха, повествуется о пребывании Харпера в психиатрической лечебнице. Песня Watford Gap комментирует сомнительные удовольствия, которые предлагает клиентам некий отель. (Позже стало известно, что на фирму, представляющую Харпера, обратился с жалобой владелец одного из таких отелей). Песня "Запретные плоды" обращена к 13-летним подросткам, а название композиции "Взрослые - это только глупые дети" говорит само за себя.
В 1968 году Харпер, занявший особенную позицию среди британских поющих поэтов, совершил серию бесплатных концертов в лондонском Гайд-парке. Альбом (4), отмеченный участием в записи членов группы Nice, оказался гораздо лучше своего предшественника.
С момента начала сотрудничества Роя с композитором и аранжировщиком Дэвидом Бедфордом на его дисках появляются смычковые и духовые инструменты, комбинации красочных полотен и сольных партий. Бедфорд вместе с продюсером Питером Дженнером точно уловили особенности таланта Харпера и помогли ему выпустить диск (5), записанный с участием (в первый, но не в последний раз) Джимми Пэйджа из Led Zep pelin . Публика и критика по достоинству оценили этот отличный лонгплей, но оценка Харпера оказалась самой зашкаленной - он заявил, что его альбомы лучше всех остальных, более впечатляющи, глубоки и сделаны с большим вкусом.
Со временем Рой, однако, посолиднел. Его поэзия, часто являющаяся болевой реакцией на невзгоды окружающего мира, начала приобретать эпический характер и, вкупе с музыкальным новаторством, позволила получить материал, уже поражающий глубоким вкусом.
К несчастью, Харпер родился с наследственной болезнью, при которой ограничена циркуляция кислорода между легкими и сердцем. В результате больной быстро устает и легче уступает различным болезням. Неровный образ жизни в молодости еще больше подорвал здоровье Харпера , и врачи считали, что долго на этом свете он не задержится. В 1972 году Рой сыграл одну из главных ролей в прошедшем почти незамеченным полубиографическом фильме Made. Уже тогда Харпер мог с трудом напеть больше чем половину песни. Композиция The Lord's Prayer с альбома (6) многими рассматривалась как завещание... Однако, оправившись от своей болезни, Харпер дал в лондонском "Элберт-холле" свой "концерт возвращения".
Его следующий альбом (7) не появлялся в течение почти что целого года. В соответствии со своим названием, он и вправду вышел в день св. Валентина. В этот же день Харпер выступал на концерте, к которому пресса нагоняла ажиотаж, в лондонском театре "Рэйнбоу" в сопровождении оркестра под управлением Бедфорда и группы, включающей Джимми Пейджа, Кита Муна и басиста Ронни Лейна./Из материалов этого концерта составлен "живой" лонгплей (8)/. А в августовском выступлении в Гайд-парке ему помогали Джон Пол Джонс из Zeppelin и Дэйв Гилмор.
В апреле 1975 года Харпер выпускает следующий диск (9), записанный с участием музыкантов из Pink Floyd , и гастролирует по Англии с короткоживущей группой сопровождения Trigger, включающей Криса Спеддинга, Билла Брафорда и Дейва Кокрэна.
Если высокое качество своих дисков Харпер гарантировал, то этого нельзя сказать об его концертах. Главные затруднения, особенно на выступлениях в клубах, у этого певца тончайших душевных нюансов были связаны с употреблением алкоголя. В свое время при выступлении на фестивале на острове Уайт прямо посреди песни замолчала вся аппаратура и Рой не смог себя заставить вернуться на сцену. Когда в 1976 году, разочарованный результатами своего недавнего турне, он пересек Атлантику, неуспех и этих гастролей привел его на ферму в Хирфорде, где Харпер занялся выведением овец; он предался этому занятию так же увлеченно, как и музыке.
Вернулся в шоу-бизнес в 1977 году со всей мощью музыкального таланта записью нового диска (10). Для новых американских гастролей сформировал группу с Энди Робертсом, Хенри Маккаллочем, Дейвом Кокрэном, Дейвом Лоусоном и Джоном Хэлси, однако турне было прекращено после первого же концерта. Слабенький Рой заболел из-за инфекции, которую он подхватил от своих овец.
После трехлетнего молчания он записал в 1980 году диск (12). Снова "харперовский" взгляд на бессмысленную борьбу и суетливую погоню за ложными стимулами, взгляд, в котором проблескивает страх перед возможностью всемирного безумия. Пять песен из десяти Харпер записал с Гилмором, последний еще добавил несколько великолепных гитарных вставок. Есть здесь и дуэт с Кейт Буш.
С душой проклятого поэта, с романтическим лицом и гипнотическим взглядом, Харпер всегда притягивал к себе женщин. Большей частью у Роя складывались с ними запутанные отношения, он стал отцом нескольких детей. Всех их часто навещает и шутит, что теперь, когда с ним чем дальше, тем труднее, ему нужны будут те, кто сможет его понять.
Примечания к дискографии: альбом (1) позже переиздавался под названием The Return of the Sophisticated Beggar, а диск (9) - под названием When An Old Cricketers Leave the Grease. Лонгплей (20) содержит ранее неизданные записи.
Дискография:
Roy Harper
сборники: