Несмотря на многолетнее существование с активной записывающей деятельностью, ансамбль пребывает - и совершенно умышленно - на самом заднем плане шоу-бизнеса. Чтобы исключить культ личности и обеспечить артистическую свободу, они не печатают имен музыкантов на конвертах своих дисков и вообще предпочитают пребывать в анонимности. Их история окружена мифами и загадками, хотя более или менее достоверно известно, что Residents происходят из города Шрайвпорта, штат Луизиана. Познакомились в высшей школе, вместе пережили "цветочное лето" в Сан-Франциско. Затем перебрались в Сан-Матео, Калифорния, где в домашних условиях выполнили ряд записей. В 1971 году несколько раз появились на сцене, где и попались на глаза представителям фирмы WB. Контакты с этой фирмой привели только к приобретению названия.
Переехав в следующем году в Сан-Франциско, они основали собственную фирму Ralph Records и на Рождество 1972 года выпустили дебютный сингл Santa Dog в 300 экземплярах. Альбом (1) был довольно слабым, но он явил публике их оригинальный стиль, в котором смешивались причудливые переработки попсовых коронок предыдущего десятилетия с их собственным материалом. Из всех возможных аналогий критики сошлись на влияниях Mothers of Inventions, однако любое сравнение в применении к Residents было поверхностным.
Диск (2), пожалуй, самый известный у группы, является злобной атакой на топ-списки 70х. Но это не вульгарный музыкальный терроризм, а, скорее, оказание почестей и отречение. Пластинка тщательно продумана, организована до мелочей и полна новых идей и связей.
Альбом (3) - наверное, самая невдохновенная пластинка Residents. Он составлен из материала, который сами авторы выпускать не хотели. Согласно их собственной Теории Забвенности, любое произведение может быть выпущено в свет только тогда, когда сами авторы забудут о его существовании. Хотя здесь слышны гамелан Явы и отзвуки музыки народов Севера, идей явно недостаточно. Значительно лучше были диски (6) и (7). Последний из этой пары - наиболее цельный и музыкальный из ранних альбомов. Он необыкновенно кинематографичен, ярок и разнообразен. Лонгплей (6) - рок-н-ролльный, песни на нем короткие и понятные, это их наиболее приятный альбом, хорошо подходящий для первого знакомства. Ритмы почти традиционные, тексты ясные, музыка зажигательная.
Диск (9) - шедевр группы - записывался почти четыре года. Получилась реконструкция - интерпретация музыки эскимосов и окружающей их среды. Диск безупречно чисто скомпонован, исполнен хоть и тяжело, но с ответственностью и любовью, на традиционных инструментах эскимосов собственного изготовления из кости нарвала, шкуры и черепа тюленя. Позже вышел 12-дюймовый сингл Discomo, попавший в сборник Residue - великолепное сочетание эскимосского пентатонного минимализма и ритма диско.
Альбом (11) состоял из сорока джинглов, обезжиренных поп-песен. Что такое джингл, легко представить, послушав популярные у нас в 80е годы диски типа 45 Stars. А затем вышла "Трилогия Кротов", которую составляли диски (12), (14) и (16). Первая из них - прекрасный образец электронной музыки, иллюстрирующий столкновение развлекательной и индустриальной культур. Эта тема развивается на альбоме (14). Атмосферу развлекательной культуры помогает создать прекрасный ресторанный джаз, салонная музыка богатых людей. Трудовую атмосферу воспроизводят осколочные звуки, музыка, полная диссонанса и шума, звучащая так, словно звучания извлекаются из рабочих инструментов и механизмов. Финал - сплав двух антиподов, звучащий как реквием.
Мини - лонгплей (13) заполняет музыкальное и идейное пространство между этими двумя альбомами, он не слишком шумный, полный удивительно светлых ангельских женских голосов, парящих над крепкими пульсирующими композициями с нетрадиционной ритмикой. Появившийся позже "живой" диск (16) демонстрирует пытающихся импровизировать Residents - музыка для крепких нервов. А вот диск (15), заявленный как четвертая часть трилогии, слушается мучительно трудно даже для закаленного слушателя.
Их следующая серия записей была посвящена переработке творчества крупнейших американских композиторов. Альбом (17) - в честь Джорджа Гершвина и Джеймса Брауна, (23) - Хэнка Уильямса и Джона Соусы, а диск (28) построен на мутировании хитов Элвиса Пресли. И независимо от того, является ли обращение к чужому материалу свидетельством их слабости как композиторов, в особенном умении обращаться с роковыми стандартами и иконами им нет равных.
Альбомы конца 80х годов, созданные с использованием электронного и компьютерного оборудования, не обладают той стихийной энергией, иронией, скепсисом, характерными для раннего творчества, или композиторской зрелостью, свойственной дискам из трилогии и (9).
Гитарист Фил Литмен, сотрудничавший с Residents в начале их карьеры, работал также с Фредом Фритом и в группах Chilli Willi и Red Hot Peppers. Под ярлыком Snakefinger записал три сольных альбома.
Дискография:
Residents
сборники:
фильмография:
сольные альбомы Фила Литмена (Snakefinger):