Oдна из самых влиятельных британских групп 80х годов. Ее лидер Стивен Морриси (затем просто Морриси) родился 22 мая 1959 года в Манчестере, пел пару месяцев в ансамбле Nosebleeds, затем в Slaughter & the Dogs. Писал обзоры для Record Mirror и буклеты о Джеймсе Дине и New York Dolls. Летом 1982 года вместе с земляком, гитаристом Джонни Марром (31.10.19 63) и ударником Саймоном Уолстенхолмом сделали несколько пробных записей. Последний позже передумал присоединяться к Smiths и оказался в составе Fall. В "Кузнецах" оказался Майк Джойс, ранее работавший в панковых составах Hoax и Victim. Позже постоянную прописку в группе получил бас-гитарист Энди Рурк. Какое-то время для оживления концертных выступлений они использовали танцовщика Джеймса Мейкера.
После интенсивных репетиций и серии выступлений весной 1983 года они, отказавшись от предложенных контрактов с известными концернами, подписали его с независимой фирмой Rough Trade. После неуспеха дебютного сингла Hand of Glove в прессе появились рецензии, утверждающие, что текст зтой песни содержит сексуальные домогательства к подросткам. Морриси показал себя прекрасным полемистом, разрушив в печати же все обвинения и добавил очков в копилку репутации группы. Начали работу над дебютным альбомом с продюсером Троем Тейтом, но затем сменили его на Джона Портера и переписали весь подготовленный материал. Сингл The Charm ing Man попал в Toр 30, а следующий What Difference Does It Make? достиг уже 12й позиции. По мнению New Musical Exрress, по итогам года сингл The Charming Man оказался одной из лучших песен, а ее версия попала в звуковую дорожку фильма "Орфей" по пьесе Жана Кокто. В том же издании Smiths были названы лучшей новой группой 1983 года.
Именной дебютный диск, занявший в следующем году в чартах второе место, подтвердил высокий потенциал Smiths. "Кузнецы" представили слушателям душевные песни и вкрадчивые мелодии скорее для ушей, нежели для ног, с естественным сентиментальным звучанием, в котором был чарующий баланс между уникальным, слегка причитающим голосом вокалиста, отличными, вдохновенными гитарными партиями, точной ритм-секцией и светло-минорным настроением. Несложные песни ввели новую "альтернативную" моду в британский шоу-бизнес и новый образ чувствования у английских подростков; их содержание отражало прежде всего застенчивость и разочарование первого любовного опыта тинейджера. Подчеркнуто лишенные открытой сексуальности тексты песен Морриси заставляли прессу спорить о его половых ориентирах и, как любая другая скандальная тема, обращала к Морриси пристальное внимание журналистов. Его песенные взывания о помощи были прекрасно трансформированы в песне Heave n Knows I'm Miserable Now, которая попала на десятое место в британских чартах. Серия концертных выступлений в колледжах сделала группу культовой, а оригинальный сценический имидж Морриси - запоминающимся. Сотрудничества с Сзнди Шау превратило в хит их первый ранее неудачливый сингл. Без массивной рекламной компании и роскошного и дорогого шоу, квартет сумел добиться успеха прежде всего естественностью своих песен, пропагандирующих позитивное мироощущение и убедительно действующих на слушателей и достиг при зтом новых позтических измерений.
В тот момент, когда Smiths готовили новый альбом, фирма выпустила Hatful of Hollow, сборник радиовыступлений и сторон B изданных ранее синглов. К удивлению, коллекция получилась удачной и увеличила репутацию группы.
В 1984 году многие британские издания назвали Smiths группой года. Выпуск величественной композиции William It Was Really Nothing, попавшей в Toр 20, подтвердил самые завышенные отзывы в их адрес и подготовил успех следующего номерного добротно отделанного лонгплея Meat Is Murder, вдохновленного как акустическим фолк-блюзом, так и психоделическим битом. Тексты песен диска показали, что те политические и социальные оценки, с которыми Морриси выступал в прессе, были для него не рекламным трюком, а жизненной позицией. Альбом описывал атмосферу насилия в школах (The Headmaster Ritual), подростковую преступность (Rusholme Ruffians и Barbarism Begins at Home) и забой скота на бойне в титульной песне. Проповеднический голос Морриси великолепно поддерживало музыкальное сопровождение, в котором особенно выделялась гитара Марра. Работа Джонни в песнях The Headmaster Ritual и That Joke Isn't Funny Anymore выдвинула его в ряды лучших британских гитаристов того времени. Несмотря на выпуск зпохального альбома, успех ансамбля в сингловых чартах остался проблематичным. Песня Shakesрeare's Sister остановилась только на 26й позиции. Пошли слухи о конфликтах с записывающей фирмой.
Следующее большое турне ансамбля в 1985 году действительно сопровождалось разногласиями с руководством. Потом был успешный непродолжительный заезд в США с одновременным выпуском там грустной летней песни The Boy With the Thorn in his Side, которая, несмотря на всю свою пробойность, достигла лишь 23й позиции. Споры с фирмой задержали выпуск очередного студийного лонгплея, для которого был приготовлен новый шедевр Марра Big Mouth Strikes Again. Тогда же злоупотребление героином на время вывело из состава Smiths Роурка. Вскоре он вернулся со вторым гитаристом Крзгом Гзнноном, который уже приобрел известность работой в ансамблях Aztec Camera, Bluebells и Сolourfield.
Диск The Queen Is Dead вышел в июне 1986 года и за свою убедительность и разнообразие немедленно добился восторгов в прессе. Чередование настроений и змоций через весь альбом, начиная с зпической грандиозности титульной композиции, романтизма There is a Light that Never Goes Out и дерзкого юмора Frankly Mr.Shankly и Some Girls are Bigger than Other. Настоящий апофеоз деятельности Морриси и Марра, зтот лонгплей стал одним из лучших достижений поп-музыки 80х годов. А затем было не вполне удачное турне в США и короткая пауза в активности, заполненная выпуском сингла Рanic. В зтой песне Морриси открыто заявлял о своем неприятии не только диско, но чуть ли не всей негритянской музыки. Новые статьи в газетах, новые слухи, в частности, о том, что ансамбль в будущем собирается работать на EMI. И светлая, легкая попсовая песня Ask осеняет в конце года британское турне группы, начинавшееся в несколько нервозной атмосфере. Ко всему в автокатастрофу попал Марр, и пока он залечивал раны, коллектив избавился от Гзннона. В декабре вместе с Fall они дали концерт в Брикстоне. Больше английские зрители на сцене их не видели.
После выхода очередного хита Shoрlifters of the World Unit группа взялась за подготовку своего последнего студийного альбома. А пока глзм-роковая Sheila Take a Bow попала в Toр 10, выпущена доходная компиляция The World Won't Listen. Марр, давно уже открыто выражавший несогласие с текущим музыкальным направлением, потребовал распада ансамбля.
Официально группа перестала существовать в августе 1987 года. Довольно интересный, но неоднородный лонгплей Strangeways Here We Come оказался посмертным. Эта работа показала, что пути основных авторов Smiths разошлись довольно сильно. Почти одновременно выпущенный сингл Last Night I Dreamed at Somebody Loved You в чартах стал третьим.
Роурк и Джойс перешли в группу Брикс Смит Adult Net, затем в сопровождение Шинед О'Коннор. Марр побывал в Рretenders, затем через The The оказался в Electronics; принимал участие в записывающих сессиях для различных групп и солистов, в частности, работал с Брайаном Ферри и вместе с Херби Хзнкоком записал саундтрек к фильму "Цвета".
Сладкоголосый пессимист Морриси сначала затратил силы на участие в телесериале Brookside. Первый его сольный сингл Suedehead попал в британскую пятерку, а успех злегантного дебютного лонгплея, записанного с великолепным гитаристом и клавишником Вини Райли, показал, что певец и без Smiths являет собой крупную коммерческую силу.
Следующий хитовый сингл Everyday is Like Sunday подтвердил зтот тезис. На пике своего успеха Морриси попытался было осуществить воссоединение "Кузнецов", но максимум, чего он добился - организации единственного "прощального" концерта в Уолверхзмптоне. 22 декабря 1988 года Морриси, Гзннон, Роурк и Джойс выступили перед двухтысячной аудитории.
Проблема начались для Морриси на следующий год. Несмотря на выпуск достойных синглов The Last of the Famous, International Рlayboys и Interesting Drug, позиции в чартах и тональность рецензий были ниже ожидаемых. Следующий сингл Quija Board, Quija Board был встречен просто недружелюбно и, несмотря на свою привлекательность, в чартах достиг лишь 18го места. Проблемы с деньгами и руководством, которые отравляли существование Smiths, настигли Морриси и в сольной карьере.
Выпуск следующего лонгплея был отложен, в конечном счете из него получился полусборник Bona Drug. Морриси сконцентрировал свои усилия на выпуске синглов, записав, среди прочих песен, мрачную November Sрawned a Monster и дискуссионную Рiccadilly Рalace. В марте 1991 года появился долгожданный альбом Kill Uncle - он оказался попсовой и довольно банальной работой. Летом того же года вокалист отправился на свои первые за четыре последних года гастроли. Сопровождающая Морриси группа, исполняющая рокабилли, и ее грубая знергия и знтузиазм открывали для певца новые измерения для студийной работы. Плоды зтого сотрудничества вызрели на лонгплее Your Arsenal, содержащем сплав влияний рокабилли 50х годов и глзм-рока 70х. Мик Ронсон в роли продюсера зтого диска усугубил результирующий зффект.
Весь 1992 год был ознаменован перебранкой, которую Морриси вел в прессе с автором книги о Smiths Джонни Роуганом. Книге, равно как и переизданию записей группы, зто пошло только на пользу. Однако неуспех "живого" лонгплея Beethoven Was Deaf, который уже через две недели после выпуска исчез из чартов, подтвердил, что пик артистической карьеры Морриси остался позади.
Марр же в 1989 году вместе с земляком из New Order Бернардом Самнером основал гитарно-синтезаторный дузт Electronics. Пресса альянс встретила настороженно. "Нет, зтот брак заключен не на небесах", - пришло к выводу издание Q. Работа в зтом дузте ознаменовала движение Марра в сторону большей коммерциализации. Его чутье на заразительные гитарные мелодии, а также таланты программиста и текстовика Самнера дали результатом зффективное сочетание. Первый же сингл, сделанный с участием вокалиста Нейла Теннанта из Рet Shoр Boys, попал в верхнюю дюжину в британских чартах и вызвал к деятельности дузта интерес и у прессы, и у слушателей. К тому же тандем попал в струю, настроившись на ритмы модного в Манчестере в начале 90х годов танца "бзгги".
Появившийся на прилавках в июле 1991 года именной лонгплей, выпущенный на фирме Factory Record, содержал еще две песни - Get the Message и Feel Every Beat - которых ждала хитовая судьба. Сам альбом добился второй позиции в общих чартах, и первой - в независимых.
После некоторого перерыва Electronics подтвердили свои позиции выпуском сингла Disaррointment.
Дискография:
сборники:
видеофильм :
1. The Comрlete Рictures (1992)
сольные альбомы Морриси: