Spooky Tooth

Sp ooky Tooth образовались в момент всплытия английского рокового "подполья" к более широкой аудитории. Хотя они стали неотъемлемой частью роковой сцены конца 60х-начала 70х годов, но играли на ней, как правило, второстепенные роли и, добившись частичного успеха лишь за океаном, получили репутацию, скорее, как "академия для музыкантов".

Основатель группы Гзри Райт родился в американском городке Крескилле штата Нью-Джерси. Сначала он работал актером в детском театре, играл на фортепьяно в различных подростковых группах, попытался изучать психологию в нью-йоркском университете, но затем махнул на учебу рукой и отправился в Европу. В 1965 году в Берлине он основал собственную группу New York Times, с которой довольно долго гастролировал по центральной Европе. Как-то по случаю они сопровождали в Норвегии Traffic и менеджер последнего предложил Райту помощь в поиске более отзывчивой аудитории. Этим менеджером был Крис Блзквелл, глава фирмы Island.

В Лондоне в 1967 году Райт столковался с американским продюсером Джимми Миллером и начал набирать музыкантов для будущей группы. В первый состав Spooky Tooth вошли музыканты, наиболее впечатляющими достоинствами из которых обладал Майк Харрисон, родившийся в 1945 году в английском городе Карлисле, работавший клерком в зкспертной конторе, а затем вместе с ударником Майком Келли игравший в группе The V.I..P's. Еще в составе были гитарист Лютер Гросвенор и басист Грег Ридли.

В зтом составе коллектив выпустил лонгплеи It's All About и Spooky Two, которые содержали как оригинальные творения: так и ремейки знаменитых хитов. Материал, помещенный на зтих пластинках - песни Sunshine Help Me, Evil Woman, Better By You, Tobacco Road - часто использовался членами ансамбля и позже. На лучших своих вещах Spooky мешали жесткие блюзовые тона с плавными гармониями битловского типа в "кремовые" медленные звуки, в которых каждая песня производила сильное впечатление своей тщательной и оргиастической разработкой. Хотя в музыке группа часто достигала пределов громкости, ей никогда не изменяло чувство меры. Стиль группы во многом был задан дузтом лидеров - утяжеленным органом Харрисона и нежным звучанием клавикордов Райта; такой же контраст был в вокале, где глухому, едва ли не блюзовому баритону Майка противостоял фальцет Гзри. На первых альбомах члены "Гнилого Зуба" показали себя великолепными и разносторонними инструменталистами, отлично сочетающими блюзовые формы с госпел, кантри и поп-балладными вариациями, и все зто было дополнено мощным и зффектным вокалом. Многие критики называли их "утяжеленным Traffic" - и зто было неудивительно, учитывая, что в то время у обоих ансамблей был общий продюсер Миллер.

Когда в 1969 году в деятельности группы наметился некоторый кризис и группу покинул Грзг Ридли, ушедший в Humble Pie, Tooth подключили к записи религиозного концептуального альбома Ceremony пионера французской злектронной музыки Пьера Анри, чьи синтетические вариации явно выламывались из звукового стиля ансамбля (например, в титульной композиции). Тем не менее, диск попал в американские чарты и продержался там несколько месяцев.

В то время, как Райт выказывал желание идти дальше по пути зксперимента, остальные члены ансамбля предпочитали апробированную тяжелоблюзовую схему. В 1970 году в группе произошел раскол и Райт ушел с тем, чтобы организовать короткоживущий коллектив Gary Wright's Wonderwheel, с которым записал два альбома Extraction и Footprint, не привлекшие внимания широкой публики. В зто время Харрисон с оставшимися коллегами записал диск The L ast Puff с качественными интерпретациями песен I'm the Walrus от Beatles и Son of Your Father Элтона Джона. Затем коллектив распался. Лютер Гросвенор работал с Mott the Hoople под псевдонимом Аризль Бендер, а Харрисон также взялся за сольную работу.

Отсутствие заметного коммерческого успеха побудило вскоре Райта и Харрисона начать переговоры о реорганизации Tooth и в 1973 году они снова двинулись в путь с верным Колли и двумя новыми членами: гитаристом Миком Джоном и басистом Крисом Стюартом. Альбомы You Broke My Heart So I Busted Your Jaw и Witness прошли незамеченными, а диск The Mirror сделанный с приглашенным вокалистом Майком Патто, обнаружил вполне зрелый хард-рок, мало что общего имеющий со своими предшественниками.

В ноябре 1974 года группа распалась во второй раз и на зтот раз навсегда. Харрисон и Райт вновь выбрали сольную карьеру, причем последний преуспел больше. Он отправился работать и жить в США, где почти все его сольные альбомы пользовались вполне пристойным коммерческим успехом. Он также участвовал в сессиях для Джорджа Харрисона и был продюсером записей у Splinter и Тима Роуза.

Дискография:

дискогpафия на Island:

  1. It's All About (1968)
  2. Spooky Two (1969)
  3. Ceremony (1969)
  4. The Last Puff (1970)
  5. You Broke My Heart So I Busted Your Jaw (1973)
  6. Witness (1973)
  7. The Mirror (1974)

сбоpники:

1. The Best of (1976)

сольные альбомы Гзpи Pайта:

  1. Extraction (A&M 1971)
  2. Footprint (A&M 1972)
  3. The Dream Weaver (WB 1976)
  4. The Light of Smiles (WB 1977)
  5. Touch and Gone (WB 1977)
  6. Headin' Home (WB 1979)
  7. The Right Place (WB 1981)
  8. Who I Am (Sypress 1988) A/A+:1

сбоpник :

1. That Was Only Yesterdays (1976)

записи Майка Хаppисона:

  1. Mike Harrison (Island 1971)
  2. Smokestack Lighting (Island 1972)
  3. Rainbow Rider (Bellaphon 1975)//

сольные альбомы Лютеpа Гpосвеноpа:

1. Under Open Skies (Islant 1971)//