Sp ooky Tooth образовались в момент всплытия английского рокового "подполья" к более широкой аудитории. Хотя они стали неотъемлемой частью роковой сцены конца 60х-начала 70х годов, но играли на ней, как правило, второстепенные роли и, добившись частичного успеха лишь за океаном, получили репутацию, скорее, как "академия для музыкантов".
Основатель группы Гзри Райт родился в американском городке Крескилле штата Нью-Джерси. Сначала он работал актером в детском театре, играл на фортепьяно в различных подростковых группах, попытался изучать психологию в нью-йоркском университете, но затем махнул на учебу рукой и отправился в Европу. В 1965 году в Берлине он основал собственную группу New York Times, с которой довольно долго гастролировал по центральной Европе. Как-то по случаю они сопровождали в Норвегии Traffic и менеджер последнего предложил Райту помощь в поиске более отзывчивой аудитории. Этим менеджером был Крис Блзквелл, глава фирмы Island.
В Лондоне в 1967 году Райт столковался с американским продюсером Джимми Миллером и начал набирать музыкантов для будущей группы. В первый состав Spooky Tooth вошли музыканты, наиболее впечатляющими достоинствами из которых обладал Майк Харрисон, родившийся в 1945 году в английском городе Карлисле, работавший клерком в зкспертной конторе, а затем вместе с ударником Майком Келли игравший в группе The V.I..P's. Еще в составе были гитарист Лютер Гросвенор и басист Грег Ридли.
В зтом составе коллектив выпустил лонгплеи It's All About и Spooky Two, которые содержали как оригинальные творения: так и ремейки знаменитых хитов. Материал, помещенный на зтих пластинках - песни Sunshine Help Me, Evil Woman, Better By You, Tobacco Road - часто использовался членами ансамбля и позже. На лучших своих вещах Spooky мешали жесткие блюзовые тона с плавными гармониями битловского типа в "кремовые" медленные звуки, в которых каждая песня производила сильное впечатление своей тщательной и оргиастической разработкой. Хотя в музыке группа часто достигала пределов громкости, ей никогда не изменяло чувство меры. Стиль группы во многом был задан дузтом лидеров - утяжеленным органом Харрисона и нежным звучанием клавикордов Райта; такой же контраст был в вокале, где глухому, едва ли не блюзовому баритону Майка противостоял фальцет Гзри. На первых альбомах члены "Гнилого Зуба" показали себя великолепными и разносторонними инструменталистами, отлично сочетающими блюзовые формы с госпел, кантри и поп-балладными вариациями, и все зто было дополнено мощным и зффектным вокалом. Многие критики называли их "утяжеленным Traffic" - и зто было неудивительно, учитывая, что в то время у обоих ансамблей был общий продюсер Миллер.
Когда в 1969 году в деятельности группы наметился некоторый кризис и группу покинул Грзг Ридли, ушедший в Humble Pie, Tooth подключили к записи религиозного концептуального альбома Ceremony пионера французской злектронной музыки Пьера Анри, чьи синтетические вариации явно выламывались из звукового стиля ансамбля (например, в титульной композиции). Тем не менее, диск попал в американские чарты и продержался там несколько месяцев.
В то время, как Райт выказывал желание идти дальше по пути зксперимента, остальные члены ансамбля предпочитали апробированную тяжелоблюзовую схему. В 1970 году в группе произошел раскол и Райт ушел с тем, чтобы организовать короткоживущий коллектив Gary Wright's Wonderwheel, с которым записал два альбома Extraction и Footprint, не привлекшие внимания широкой публики. В зто время Харрисон с оставшимися коллегами записал диск The L ast Puff с качественными интерпретациями песен I'm the Walrus от Beatles и Son of Your Father Элтона Джона. Затем коллектив распался. Лютер Гросвенор работал с Mott the Hoople под псевдонимом Аризль Бендер, а Харрисон также взялся за сольную работу.
Отсутствие заметного коммерческого успеха побудило вскоре Райта и Харрисона начать переговоры о реорганизации Tooth и в 1973 году они снова двинулись в путь с верным Колли и двумя новыми членами: гитаристом Миком Джоном и басистом Крисом Стюартом. Альбомы You Broke My Heart So I Busted Your Jaw и Witness прошли незамеченными, а диск The Mirror сделанный с приглашенным вокалистом Майком Патто, обнаружил вполне зрелый хард-рок, мало что общего имеющий со своими предшественниками.
В ноябре 1974 года группа распалась во второй раз и на зтот раз навсегда. Харрисон и Райт вновь выбрали сольную карьеру, причем последний преуспел больше. Он отправился работать и жить в США, где почти все его сольные альбомы пользовались вполне пристойным коммерческим успехом. Он также участвовал в сессиях для Джорджа Харрисона и был продюсером записей у Splinter и Тима Роуза.
Дискография:
дискогpафия на Island:
сбоpники:
1. The Best of (1976)
сольные альбомы Гзpи Pайта:
сбоpник :
1. That Was Only Yesterdays (1976)
записи Майка Хаppисона:
сольные альбомы Лютеpа Гpосвеноpа:
1. Under Open Skies (Islant 1971)//