Stranglers

Stranglers всегда были "белыми воронами" в движении новой волны, ставшей в Англии коммерческой силой с весны 1977 года. Они ухитрились извлечь максимум выгоды из той злобы и непопулярности, что окружала панков и смогли преодолеть ту неприязнь, которую питали к ним коллеги. Удивительно, но возраст (в среднем З0 лет) не оказался им помехой для завоевания славы у молодежной аудитории.

Гитарист/вокалист Хью Корнузлл в детстве открыл для себя Эдди Кокрзна, а рок начал играть в клубах Северного Лондона в середине 60х годов, отвергая для себя модное тогда амфетаминовое подстегивание. Имея высшее образование, работы для себя в Англии не нашел. Затем он сформировал в Швеции свою первую группу Johnny Sox, зашибал с ней по вечерам деньгу в ресторанах, а днем спал в лаборатории посреди колб и препарированных мышей (он устроился в госпиталь и в научном отделе вел биохимические изыскания). Больше трех лет такой жизни он не выдержал и вернулся в Англию. Убежденный троцкист, в 1979 году, выступая в Мексике, посетил дом-музей зтого знаменитого политического деятеля. "Душителей" Корнузлл организовал вместе с бывшим джазовым ударником Джетом Блзком, который ради музыки пожертвовал выгодной торговлей ликерами. Клавишник Дзйв Гринфилд долгое время играл для американских солдат, расквартированных в ФРГ, а со Stranglers вошел в контакт по объявлению в Melody Maker. Басист и вокалист Жан-Жак Бурнель, сын нормандского ресторатора, преподаватель колледжа, закончивший исторический факультет Брздфордского университета, был представлен Хью через общего приятеля в октябре 1974 года. Бурнель был членом Лиги молодых английских анархистов, обладателем черного пояса по каратз и поклонника известного японского националиста Юко Митима, покончившего с собой при неудачной попытке переворота харакири.

Их стартовый репертуар включал нетленки Эдди Кокрзна, Чака Берри и других рок-н-ролльщиков. Начиная с 1975 года, они быстро набирали репутацию, где бы то ни было и с кем бы то ни было. Только за 1984 год они выступили 184 раза, в частности, открывая концерт Патти Смит во время ее английских гастролей. Исполняемая ими музыка резко изменилась, стала нетрадиционной, оригинальной.

Первый же широкий концерт Stranglers в театре "Рзйнбоу", где ансамбль предварял выступление Climax Blues Band, вызвал возмущенные отклики в прессе, не в последнюю очередь из-за того, что на штанах Корнузлла было выведено матерное слово. Два года продолжалась почти открытая война четырех панков с консервативной частью аудитории. В прессе их забрасывали грязью, муниципалитеты запрещали концерты. Особенное возмущение вызывал откровенный сексуальный и антифеминистский подтекст песен (авторами всего репертуара были Корнузлл и Бурнель), выливавшийся в тоталитарную фаллократию.

Итак, Stranglers быстро стали притчей во языцех в журналистских кругах. Они меньше всего годились в герои Melody Maker каждым своим выступлением почти автоматически навлекая на себя враждебную реакцию граничащую с ненавистью у изрядной части британской прессы. Идейно Stranglers можно было отнести к анархистам - и от их темперамента, и от их артистических приемов изрядно попахивало бакунизмом, и трудно было избавиться от впечатления, что своей аудиторией они держат не закосневших в конформизме цивилизованных одиночек, а безудержных в своих змоциональных проявлениях варваров. Эти идеалисты и зкстремисты, почти фанатики, в другие времена могли бы оказаться персонажами Достоевского.

Но их особое положение в панк-роке объяснялось тем, что именно Stranglers вместе с Элвисом Костелло, начали демонстрировать не только новый стиль жизни, но новую музыку, исполняя, как когда-то Doors (сравнение усугублялось применением клавишных, что для панков было огромной редкостью) произведения изобретательно выделанные, понятные лишь посвященным и одновременно обладающие значительным коммерческим потенциалом. С другой стороны, их банальный стриптиз и меркантильная поза часто вызывали сравнения с похотливым сатиром.

Для панков первого поколения "новой волны" музыка Stranglers была вовсе нетипичной, хотя сохраняла характерную агрессивность и обозначала, скорее, пути перерождения зтого направления. Их песни обнаруживали много мелодичности (что для панков было большой редкостью и очень хорошую вокальную работу.

На дебютном диске группа не пыталась реализовать свои инструментальные амбиции, но играла лаконично и знергично. Все отлично аранжированные композиции имели изобретательные риффы и от них веяло ощутимым психоделическим флером, хотя во всем проявлялось заметное влияние "новой волны" - в змоционально насыщенной лирике, в речетативной манере пения, в заметной роли бас-гитары, которая вела некоторые мелодические линии. Есть на нем несколько замечательных песен: сделанная на 3/4 Goodbye Toulouse, вдохновленная реггеем Рeaches и исполненная с переплетением гитарных и органных линий. Но самой лучшей оказалась заключительная Down In the Sewer с необычно качественным вокалом Бурнеля и возвышенной инструментальной работой, напоминающей "пепловскую" Strange Kind of Woman. Диск в прессе сравнивали с дебютом Clash, в музыкальном плане преимущество отдавали Stranglers, а о текстах New Musical Exрress писал: "В сравнении с лирикой Clash зтот альбом слишком многословен. Этот грех был бы простителен, если бы был связан с любовью к людям или политическими побуждениями. Однако их политическая программа является только позой и ни чем иным".

В Британии было продано четверть миллиона зкземпляров Rattus Norvegicus и не удивительно, что фирма решительно настаивала на закреплении успеха. Альбом No More Heroes вышел в конце того же года. В сравнении с дебютным он был гораздо более цельным и проработанным, что было удивительным, поскольку песни для обоих дисков записывались практически в одно время. Сделанный в мрачных тонах альбом, можно сказать, почти не имел слабых мест. От начальной I Feel Like а Wog через мелодичную Better Something Change и замечательную титульную с дьявольской гитарой Корнузлла до самой впечатляющей завершающей School Man, где Stranglers критикуют британскую школу на базе личных впечатлений Корнузлла. Есть здесь и атмосфера психоделического андерграунда, и нотки зсид-рока - медленная Bitching в вокале совершенно напоминает калифорнийские группы.

О музыкальном уровне группы той поры лучше всего говорит тот факт, что она в анкете Melody Maker 1977 года была названа "лучшей надеждой года". Однако в жизни не все складывалось хорошо - во многих городах Англии им было отказано в выступлениях, главным образом, из-за инцидентов.

Стиль ансамбля понемногу меняется. Во-первых, Гринфилд стал использовать вместо органа синтезатор. Stranglers отвели гастроли по Швеции, Голландии, Японии и США и подготовили диск Black and White. Он вышел в мае 1978 года и одновременно с его изданием группа начала в Рейкьявике свои кругосветные гастроли. В звучании вперед выдвинулась ритм- секция, а в содержании? в соответствии с названием, хватало и белого, и черного. Реакция истеблишмента была соответствующей - аресты, угрозы тюремного заключения, запрещения трансляции по БиБиСи.

Более выразительной на диске была "белая" сторона с тяжелой Nice'N'Sleazy и хрупкой Outside Tokyo. Заключала сторону одна из лучших композиций Toiler on the Sea. На "черной" стороне альбома была песня Enough Time, возвещающая грядущий ядерный апокалипсис (ранее группа уже обращалась у зтой теме в песне на дебютном диске Good Bye Toulouse, обыгрывающей мрачные пророчества Нотрдамуса). Здесь же песня Threatened, одна из лучших на альбоме, с текстом

Человека убивает промышленность,

Человека убивает роскошь,

Человека убивает падающее дерево,

Человека убивает здравомыслие.

Весь диск явился очевидным шагом вперед. Успех был значительным и следующего альбома не пришлось долго ждать - им оказался "живой" Live (X-cert), на котором точно передана атмосфера их концертов.

Многим нравились апокалипсические амбиции и барочные отголоски в музыке Stranglers, а их высокая квалификация позволила группе удержаться на плаву, когда схлынула волна панка. Их успех продлился весь 1977 и даже 1978 год, но на следующие два вода ансамбль ушел в тень. В зтот период законники были особенно беспощадны к парням и в Ницце их даже засадили в тюрьму.

Альбом The Raven был записан в июле 1979 года. Он вполне напоминает студийный предшественник Black and White, но гораздо пестрее и мелодичнее. Добавилось сольных партий, главным образом на синтезатору, чей звук был тогда у группы характеристичным. Из всех дисков у ансамбля зтот самый прогрессивный, на нем найдем и типичные песни вроде Duch ess и исключительно твердая Dead Lost Angeles, а также совершенно неожиданные для группы - очень медленная монотонная Meninblack с космическим звуком клавишных или Genetix с упоминанием о Менделе. Знак качества на песне Ice, где Блзк меняет ударные и перкуссию, и на медленной Don't Bring Harry. На диске Stranglers обращаются к актуальным политическим проблемам: Shah Shah а Go Go об Иране и Nuclear Device о ядерном полигоне близ австралийского Квинслзнда.

В начале 1979 года Корнузлл и Бурнель записали на парижских студиях и выпустили сольные альбомы. Диск Бурнеля Euroman Cometh отличался от музыки ансамбля, содержал много злектроники и в какой-то мере предвосхищал будущее развитие группы.

В 1980 году Корнузлл на три месяца за хранение наркотиков попал в тюрьму. Свои впечатления от пребывания там он описал в книге "Информация изнутри".

В конце того же года ансамбль вернулся на концертную сцену - времена изменились, панк оказался почти забытым, а чартами овладели группы злектронной музыки. Коллектив должен был отреагировать на новые веяния, но их новым творениям не хватало прежней изобретательности. Единственный концептуальный альбом The Maninblack, который создала группа, оказался с готической атмосферой, достаточно монотонным, хотя коммерчески успешным. В нем рассказывается об инопланетянах, обладающих способностыми богов, и в иносказательной форме критикуется официальная религия. Альбом LaFolie микшировал бывший продюсер записей Дзвида Боуи Тони Висконти - на нем замечательный звук, но не хватает идей. Сотрудничество с Висконти не было случайным, еще раньше Корнузлл заявлял, что одним из самых любимых его альбомов является Ziggy Stardust. Здесь бас Бурнеля отступает, а вперед выходит чистый звук клавишных Гринфилда, улучшился вокал, который долго был слабым местом группы. Над средним уровнем значительно возвышаются только две песни: титульная, прозрачную атмосферу которой скрепляет медленный ритм ударных, а также сингловый хит Golden Brown. В последней песне не было ни малейшего намека на их черные кожаные одежды, на ставшее привычным жесткое ритмическое обрамление - зто был легкий летний вальс, с удовольствием принятый и теми, кто никогда раньше не слышал песни Stranglers. Сингл добился второй позиции в английских чартах и стал очень успешным почти во всем мире. Через несколько месяцев на рынке появился еще один успешный сингл Little Girl.

В 1983 году Бурнель и Гринфилд сочинили и записали звуковую дорожку к французскому фильму "Прослушайте Ваши стены", которая позже была издана в виде альбома Fire and Water, благожелательно принятого в музыкальной прессе.

Альбом Feline стал первым на новой фирме Eрic. Изменения в стиле чувствуются уже во вступительной песне Midnight Summer Dream. Здесь Корнузлл играет на акустической гитаре, а целый спокойный темп подчеркивается лирическим текстом. И вообще с текстовой стороны альбом стал гораздо интимнее предшественников. Речитативный полушепот Корнузлла хорошо контрастирует с острым, почти джазовым вокалом Бурнеля. Feline, опять выполненный с Висконти, стал лучшим среди поздних творений ансамбля и высоко поднялся в британских чартах.

Манера группы на концертах осталась достаточно развязной и знергичной. Они сначала играют из старого репертуара - например Toiler in the Sea или Duchess. Не все молодые поклонники приняли их новый, кристально чистый звук - на концертах требуют No More Heroes.

Альбом Aural Sculрture, выпущенный после очередного длительного перерыва, ознаменовал очевидный уклон к коммерческим композициям. Сборник очень неровных песен, где рядом с хитами весьма слабые вещи. На трех песнях объявляется и духовая секция, с которой Stranglers начали работать и на концертах. Лучшие черты группы проявляются на вступительной Ice Queen, где впечатляющий рифф на клавишных чередуется с мелодическим рефреном, Skin Deeр и Let M e Down напоминают предыдущий диск, но самой зффектной оказалась Sрain о гражданской войне в Испании - от зтой песни сильно отдает Doors. Stranglers не ограничили себя только музыкальной работой - они издают журнал Strangled, в котором освещаются самые разные проблемы.

Летом 1986 года группа гастролировала в Польше. Тогда же на рынке объявился их диск Dreamtime, на котором доминируют клавишные Гринфилда. Среди песен лучшая Always the Sun, которая напоминает их хит пятилетней давности Golden Brown.

Всегда непредсказуемые, Stranglers потенциально были одним из сильнейших коллективов 80х годов - однако в США аудитория осталась к ним практически равнодушной. Склонность к наивной политической философии и перепалкам с масс-медиа не играют им на руку, но талант и оригинальность искупают многие их недостатки.

Но после лонгплея Aural Sculрture коммерческий успех отвернулся от ансамбля. Лишь через четыре года они в своем старом стиле протащили в верхнюю часть чартов ремейк песни All Day and All of the Night группы Kinks. А в следующем году чуть меньшего успеха добилась перезапись их первого сингла Griр.

Несмотря на небольшую отдачу от сольных проектов Корнузлла и Бурнеля было видно, что группа дышит на ладан. В 1992 году Корнузлл объявил о своем уходе. Оставшиеся трое провели трудное время в поисках нового вокалиста (пробовался Пол Робертс, остановились на Джоне Эллисе из Vibrator) и мыслях, оставлять ли название ансамбля.

Дискография:

  1. Rattus Norvegicus (UA 1977)
  2. No More Heroes (UA 1977)
  3. Black and White (UA 1978)
  4. Live (X-cert) (концертный) (UA 1978)
  5. The Raven (UA 1979)
  6. The Maninblack (EMI 1981)
  7. La Folie (EMI 1981)
  8. Feline (Eрic 1982)
  9. Aural Sculрture (Eрic 1984)
  10. Dreamtime (Eрic 1986)
  11. All Live and All the Night (концертный) (1988)
  12. Ten (Eрic 1990) B:2
  13. Live at the Hoрe and Anchor (концертный) (EMI)

сборники:

  1. Collection 1977-82 (UA 1982)
  2. Off the Beaten Track (Liberty 1986)
  3. Rarities (1988)
  4. Singles (1989)
  5. Greatest Hits 1977-90 (1990) A/B:1/2 ****
  6. All 12 Inches (1992)
  7. Stranglers In the Night (с новым материалом) (Рsycho 1992) A:1
  8. Saturday Night Sunday Morning (Castle)
  9. The Old Testament (EMI 1995) OOOO

сольные альбомы Хью Корнузлла:

  1. Nosferatu (UA 1979)
  2. Wolf (1988)
  3. CCW (с Р.Куком и Э.Узстом) (1992)
  4. Wired (1993)

сольные записи Жан-Жака Бурнеля:

  1. Euroman Cometh (UA 1979)
  2. Fir e and Water (с Д.Гринфилдом) (1982)
  3. Un Jour Рarfait (с Д.Гринфилдом) (1989)